Министр финансов Дана Рейзниеце-Озола заявила, что финансовый регулятор признает Латвию одной из стран с самой высокой степенью риска. Для латвийского банковского сектора это означает замедленное осуществление международных платежей и дополнительные проверки всех денежных переводов. Но не только.
После целого ряда скандалов, в которых Латвия выступает мировым центром по отмыванию денег, начался жесткий контроль со стороны западных регуляторов. Так, в страну прибыла целая делегация из Минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями, чтобы проследить, насколько эффективно правительство Латвии борется с незаконным выводом денег. Судя по всему, не только неэффективно, но еще и само принимает активное участие в разделе рынка.
Такое возможно только в Латвии
Особенно у всех на слуху скандал с одним из крупнейших банков Латвии – ABLV Bank, который заметно повлиял на банковскую репутацию Латвии, а его крах обошелся Латвии в несколько десятков миллионов ежегодно, что составляет 0,3% ВВП. Напомню, что банк попал под следствие после обвинений экс-президента Банка Латвии Илмара Римшевича в вымогательстве взятки.
Интересно, что недавно представители Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Латвии (KNAB) заявили, что есть основания подозревать задержанного Римшевича в предоставлении ложной информации правоохранительным органам. По их сведениям, мотив Римшевича был продиктован местью, так как руководство ABLV отказалось от незаконной лоббистской поддержки главы ЦБ за рубежом.
Если в итоге окажется, что банкротство второго по величине банка было организовано Римшевичем, то это тянет на новый бразильский сериал по-латвийски. Глава Центробанка и член совета Европейского Банка из чувства личной обиды и мести пользуется служебным положением, чтобы подать ложный донос на серьезный источник пополнения казны Латвии.
В результате ABLV Bank вынужден самоликвидироваться, по цепной реакции под удар попадают и другие кредитные учреждения и едва ли не вся банковская система республики, Латвия терпит убытки, а в страну съезжаются американские и европейские финансовые контролеры, диктующие свои порядки.
Концепция презумпции невиновности оказалась лишней. Американские правоохранительные органы так и не предоставили доказательств в отмывании средств банком. Когда все было разрушено и осталось спасать нечего, вдруг выяснилось, что, дескать, поторопились и "потопили" не тех. Поспешишь – народ насмешишь. Но такая ситуация стала возможной не в банановой республике, а в стране, претендующей на статус европейской.
Впрочем, если допустить, что Римшевич все же руководствовался не эмоциями, а здравым смыслом и своим многолетним опытом в банкинге, то его донос может быть обоснован практичной целью – зарубежные надзорные органы его вежливо попросили провести ревизию банковского сектора. Возможно, чтобы ослабить значение маленькой Латвии в мировом банкинге. Возможно, чтобы очистить сектор для кого-то другого – свято место пусто не бывает.
Узаконенная ОПГ
Количество различных махинаций в банковском секторе Латвии зашкаливает. Один за другим вспыхивают банковские пожары: если не аферы с банками, обслуживающими счета нерезидентов Латвии, так недобросовестные сделки купли-продажи со стороны латвийского руководства привлекают внимание общественности.
Общественный резонанс вызвали и новые подробности "дела банка Citadele". Журналисты раскрыли аферу самого высокого уровня: правительство экс-министра Лаймдоты Страуюмы не только продало банк за гроши, но еще и доплатило покупателю – подотчетному Джорджу Соросу американскому инвестору Ripplewood Advisors LLC. Бюджет Латвии потерял до 75 миллионов евро, что является просто недопустимым для страны, вечно живущей на международные кредиты и дотации.
Сам процесс покупки был тайным и нечестным: так, к тендеру допустили только одного покупателя, даровав ему эксклюзивное право диктовать свои условия. В преступной махинации участвовали такие политики, как действующий президент Раймонд Вейонис, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, нынешний еврокомиссар Валдис Домбровскис и другие.
Таким образом, в банковских махинациях задействованы не только главы банков-нерезидентов, но и высшие должностные лица, которые своим молчаливым согласием разъедают сферу, приносящую максимальную прибыль в казну страны.
Риторический вопрос: имеет ли Латвия право настаивать на отключении России из системы SWIFT? Не рой яму другому, а то сам в нее попадешь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.