110 лет назад – 25 февраля 1909 года – в Риге в семье рабочего родился будущий Герой Советского Союза Василий Ильич Клевцов. К нему вполне подходят слова, сказанные хоть и не о нем, но при его жизни: "Обыкновенная биография в необыкновенное время". Сегодня отношение к человеку с такой судьбой в Латвии может быть совершенно различным. Однако ясно одно – его биография показательна. Ведь Клевцов готов был выполнить любой приказ Родины, в том числе участвовал в войне, которой официально не было…
Еще до Великой Отечественной войны уроженцы Латвии стали получать звание Героя Советского Союза за боевые заслуги. Первым был разведчик и танкист Пауль Тылтынь (латыш. Pauls Tiltiņš), который более известен под именем Поль Арман, отличившийся в 1936 году в танковом бою во время гражданской войны в Испании. Кстати, Тылтынь стал первым гражданином СССР, получившим звание Героя за боевые заслуги. Вторым – летчик Петерис Пумпурс – опять-таки за бои в Испании.
А вот третий уроженец Латвии, получивший такую награду, – Василий Клевцов – в Испании ни разу в жизни не был. Он воевал совсем в других странах…
Семья будущего Героя переехала из Риги в Россию. Поначалу у Василия Клевцова складывалась обыкновенная биография советского молодого человека того времени: окончил семилетнюю школу, затем фабрично-заводскую. Трудился бы рабочим, но государство предоставило ему возможность стать летчиком.
Василию Клевцову в жизни повезло. Он учился на военного пилота не на краткосрочных курсах во время войны, а в то время, когда государство еще могло готовить пилотов долго и тщательно. В 1929 году Василий Ильич окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1930 году – 1-ю военную школу летчиков имени Мясникова, в 1932 году – курсы инструкторов при 3-й военной школе летчиков в Оренбурге. А вот Военно-воздушную инженерную академию окончить так и не успел: помешала Великая Отечественная. Впрочем, к сорок первому году Клевцов был уже и генералом, и Героем…
Бои в Китае
Во второй половине 1930-х годов советские военные летчики совершали боевые вылеты не только в Испании, но и на другом краю света. В то время Япония вела агрессивную войну в Китае. Формально СССР не участвовал в защите этой страны, но советские летчики воевали на стороне китайских патриотов.
Василий Ильич Клевцов летал тогда на скоростном бомбардировщике в составе эскадрильи капитана (будущего генерал-полковника) Федора Петровича Полынина. В январе 1938 года советские летчики внезапным ударом сожгли 48 японских самолетов на аэродроме в Нанкине.
День Красной Армии – 23 февраля 1938 года – отметили более сложным заданием. До японской авиабазы на острове Тайвань надо было лететь более тысячи километров. Успешной атакой советские летчики уничтожили 40 самолетов противника, огромный запас горючего. Удар по авиабазе был таким внезапным, что ни один японский летчик не успел взлететь.
Возвращаться пришлось с дозаправкой на другом аэродроме. Позднее генерал-полковник Полынин вспоминал: "Торопясь заправить самолеты горючим, техники просят не задерживаться – не исключен налет. А Вася Клевцов стоит у своего бомбардировщика и сокрушенно качает головой.
– Случилось что? – спрашиваю его.
– Левый мотор отказал. Еле через пролив перетянул, – отвечает он.
И мне подумалось: надо обладать огромной силой воли и мастерски управлять самолетом, чтобы на одном моторе преодолеть такое расстояние и посадить неисправный бомбардировщик на узкую полосу затерявшегося в горах незнакомого аэродрома".
Во время одного из полетов Василий Клевцов замыкал строй бомбардировщиков, возвращавшихся на аэродром Ханькоу (часть города Ухань). Вдруг наблюдатель доложил: "Вижу группу истребителей японцев. Похоже, собираются атаковать нас в хвост…". Клевцов понял: бомбардировщики находятся в самом невыгодном положении, начнется бой – потери будут неизбежны. Он оторвался от группы и в одиночку вступил в схватку с японцами, сорвав атаку на группу. Причем непостижимым образом бесстрашный летчик сумел уцелеть и догнать своих неподалеку от аэродрома.
Советско-финская война
Кстати, Героя Советского Союза он за бои в Китае не получил, удостоился лишь ордена Красного Знамени. А высшую награду Родины ему вручили за участие в советско-финской войне. В то время полковник Клевцов уже занимал высокую должность – был заместителем командующего ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Несмотря на это, он не раз лично отправлялся на боевые задания. В итоге совершил 10 боевых вылетов, в том числе ночной разведывательный полет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство полковнику Клевцову Василию Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза.
А в начале лета 1940 года он стал генерал-майором авиации. Казалось бы, чего же более? Однако Клевцов не постеснялся продолжить учебу, поступил в Военно-воздушную инженерную академию. Окончить ее, как уже говорилось, помешала война. Во время Великой Отечественной генерал-майор Клевцов командовал авиационной дивизией. О том, как командовал, свидетельствует факт: был награжден несколькими боевыми орденами.
После войны он много лет служил заместителем командующего ВВС Сибирского военного округа по боевой подготовке. Ныне в Новосибирске на доме, где жил Клевцов, установлена мемориальная доска. Парадокс: на родине Героя, в Риге, как уже говорилось, никто не помнил о Клевцове даже в советское время. Хотя он, возможно, самый титулованный летчик всех времен из числа уроженцев Риги: и генерал, и Герой…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.