В 2019 году в столице Латвии состоялось очередное шествие в память латышских легионеров Ваффен СС. Именно очередное – такие мероприятия в самом центре латвийской столицы, у главного памятника страны стали привычными и обыденными.
Каковы впечатления и выводы от минувшего дня?
Сразу же после окончания мероприятия некоторые латвийские СМИ сообщили: в шествии участвовало около тысячи человек. То есть, несмотря на выходной, желающих маршировать было примерно столько же, сколько и в будний день. Тысяча – это во много раз меньше числа участвовавших в Риге в шествии "Бессмертного полка" и в десятки раз меньше числа людей, которые празднуют 9 мая у памятника Воинам-освободителям Латвии.
Зато в неофициальный день памяти Латышского легиона СС желавшие почтить их память проходят по самому центру Риги, идут к главному памятнику страны, в то время как 9-го мая в Риге празднуют на окраине.
Как сообщалось ранее, премьер-министр Кришьянис Кариньш призвал членов правительства не участвовать в шествии и добавил, что почтить латвийских солдат можно в день Лачплесиса, а 16-го марта желающие могут отправиться на кладбище в Лестене, что не вызывает международных разногласий.
То есть премьер-министр Кариньш озвучил одну из важнейших причин, по которой членам Кабинета министров не следует участвовать в марше – мировое сообщество не поймет.
В результате, получается разделение: членам правительства нельзя, а, скажем, депутату Сейма из правящей коалиции – можно, Такой вот выразительный нюанс латвийской действительности.
Впрочем, со стороны радикально настроенных почитателей легионеров СС глава правительства подвергся критике.
Куда более резкой критике некоторые поклонники нацистского легиона подвергли депутата Европейского парламента от Русского союза Латвии Мирослава Митрофанова, обвинив его ни больше ни меньше в фальсификации истории. За то, что он критикует проведение таких шествий.
Еще один "традиционный" момент: Латвийский антинацистский комитет (ЛАК) перед 16-м марта регулярно подает в Рижскую думу заявки на проведение альтернативных мероприятий. И, порой, Рижская дума меняет их место проведения, делая такие акции, по мнению антифашистов, бессмысленными.
Перед шествием автор этих строк (Александр Гурин – прим. Baltnews) побеседовал с руководителем Латвийского антинацистского комитета Алексеем Шариповым. Глава общественной организации так объяснил свое отношение к маршу. Что произошло 16 марта 1944 года? Две дивизии Латышского легиона СС встали рядом и вступили в бой с солдатами, победившими фашизм. "Я согласен с премьер-министром Кариньшем в том, что мероприятие уместнее провести на кладбище в Лестене, а не у главного памятника страны. Нынешнее шествие – политическая манифестация", – заметил Алексей Шарипов. В связи с этим он с недоумением отозвался о решении Рижской думы перенести антифашистское мероприятие на такое место, где протестовать бессмысленно.
Впрочем, протест все-таки состоялся. Около ста рижан пришли к памятнику Свободы и выразили свое отношение к шествию поклонников легиона Ваффен СС.
Несколько антифашистов в беседе со мной с иронией отметили, что Рижская дума лишь осложнила работу спецбатальона Государственной полиции, обеспечивавшего в этот день порядок.
Площадь перед памятником Свободы оцепили металлическими барьерами, чтобы к участникам демонстрации не мог подойти посторонний. Журналистов за барьеры пускали только в специальных жилетах… Словом, принимались масштабные меры предосторожности.
Так вот: разреши Рижская дума антифашистам протестовать в определенном конкретном месте, хлопот у полиции было бы меньше. А так полицейские должны были равномерно рассредоточиться и проявлять высочайшую бдительность по всему периметру.
Причем, уже после завершения шествия представители разных взглядов чуть не подрались. Прямо неподалеку от главного памятника страны. Из чего напрашивается вывод: решение Рижской думы, на наш взгляд, никак не способствовало спокойствию и безопасности.
Отметим также, что антифашисты раз за разом действуют изобретательнее своих оппонентов. Скажем, попытки сторонников легионеров критиковать нацизм (на шествии были представлены плакаты на латышском примерно такого содержания: нет – нацизму, нет – сталинизму, да – независимой Латвии) порождали вопрос: как же оценить действия легионеров, которые клялись в верности Адольфу Гитлеру?
А вот антифашисты 16 марта – раз за разом – действуют изобретательно и неожиданно. То во время очередного мероприятия легионерам и их поклонникам преградила дорогу цепь из людей в робах узников концлагерей, то при подходе шествовавших к памятнику Свободы грянул "Бухенвальдский набат", то антифашисты уже после марша провели перед памятником Свободы дезинфекцию…
На сей раз лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок вышла в прямом смысле слова к барьеру (повторим, металлические барьеры разделяли участников марша в память легионеров и недовольных им рижан) с плакатом, пояснявшим: они сражались за Гитлера.
Внимание на себя обратил и известный правозащитник Владимир Бузаев: он встал к барьеру в арестантской робе и привлек к себе внимание журналистов. Кстати, у меня сложилось впечатление, что при подходе к памятнику Свободы сопровождавшие колонну поклонников солдат СС журналисты фотографировали не столько сторонников легиона, сколько антифашистов.
Как это бывало и в прошлые годы, обиженные почитатели легионеров подходили к антифашистам и завязывали дискуссии на историческую тему. Но, как уже говорилось, Гайд-парка не получилось, в конце концов, чуть не произошла драка.
Итак, в этом году шествие поклонников легиона Ваффен СС закончилось. Но, думается, через год оно состоится снова. Если, конечно, в Европе кардинальным образом не поменяется политическая погода. Что очень маловероятно…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.