– Г-н Раевский, до выборов в Европарламент осталось чуть больше месяца. На ваш взгляд, какие латвийские партии могут туда пройти?
– Я думаю, что в этот раз латвийское представительство в Европарламенте может оказаться очень пестрым, так как шансы получить хотя бы один мандат имеют многие партии. Ведь одно место взять не так и сложно, нужно получить минимум 5% голосов, а нынешние рейтинги показывают, что списков, у которых есть потенциал собрать эти 5%, достаточно.
В этой ситуации я считаю, что на один мандат могут рассчитывать как многие коалиционные политические силы, так и оппозиционные, а также те, которые были близки к прохождению в парламент – Латвийское объединение регионов и Русский союз Латвии. Перспективы у них неплохие, пусть в таблице рейтингов они и находятся ниже 5%, но у них имеются сильные кандидаты и они способны побороться за один мандат.
В свою очередь, получить два мандата уже сложнее, так как здесь требуется собрать уже около 16% голосов. Я думаю, что большие возможности получить два места имеются у "Нового Единства" – их лидеры списка Валдис Домбровскис и Сандра Калниете выглядят намного солиднее, чем кандидаты от других партий, ориентирующихся на латышский электорат.
Также есть перспективы на два мандата и у Национального объединения. Роберт Зиле пользуется большим авторитетом у электората, а второй номер министр культуры Даце Мелбарде является одной из наиболее популярных политиков. Кроме этого, если мы вспомним прошлые выборы, то Нацблоку очень мало голосов не хватило до второго места, однако тогда среди сильных лидеров у них был только Зиле, а сейчас в их списке есть и другие популярные кандидаты, способные принести голоса.
Правда, честно скажу, сейчас спрогнозировать, кто же точно получит два мандата, очень сложно, так как партии выставили очень сильных кандидатов, и борьба между ними будет жесткой. Но то, что кто-то из политических сил обязательно получит два места, я уверен, тогда как трех или же четырех, как это было у "Единства" на прошлых выборах, не будет. Поэтому латвийское представительство обещает быть очень раздробленным, или, говоря простым языком, там будет "каждой твари по паре".
– У партии "Согласие" тоже высокий рейтинг, обещающий им два мандата, да и думается, что отставка их лидера Нила Ушакова, добавит им голоса. Однако эту партию в числе фаворитов вы не назвали.
– Конечно, лично для него это увольнение окажет положительное влияние и 5%, чтобы он сам попал в Европарламент, его партия соберет без проблем. Правда, я хочу отметить, что 5% "Согласие" все равно бы получило в любом случае, и Ушаков уже может начинать собирать чемоданы в Брюссель. Его сторонники придут на выборы, и любая атака на их "любимого мэра" только подстегнет их.
Однако если же мы говорим о двух мандатах, то здесь все не так просто. Колеблющихся избирателей этот скандал может и оттолкнуть от "Согласия", ведь они могут рассуждать по принципу "нет дыма без огня".
Также, смотря на динамику, мы видим, что "Согласие", начиная с 2014 года, на всех выборах теряет голоса. Его избиратели разочаровываются в партии и не приходят на выборы. Они не идут голосовать за какой-то другой список, а остаются дома, и я предполагаю, что подобная картина будет и на выборах в Европарламент.
Кроме этого, есть и третий момент. Я не считаю, что Нил Ушаков сможет конкурировать с Татьяной Жданок за ее электорат. На прошлых выборах в Европарламент Русский союз Латвии получил 28 тысяч голосов, которых хватило для победы. А сейчас посмотрите, с какой легкостью за неделю она собрала 21 тысячу подписей за сохранение Памятника Победы. Это показывает, что у нее есть потенциал – ее электорат отмобилизован и готов прийти на выборы. Поэтому, если явка будет низкая, а она такой и будет, то ей хватит голосов, чтобы опять стать депутатом. И эту вероятность я оцениваю как очень высокую.
Так что, складывая все эти факторы вместе, я не думаю, что "Согласие" может получить два депутатских места. Скорее всего, будет лишь одно, как это было четыре года назад, только в этот раз евродепутатом станет Нил Ушаков.
– Как вы думаете, а что будет с партией "Согласие" после отъезда Ушакова в Брюссель? Кто может стать новым лидером?
– К сожалению, для них это большая проблема – Ушакова номер два у них нет. Больше десяти лет Ушаков был единственной фигурой, под которого подстраивали все кампании, независимо от того, участвовал ли он в выборах или нет. Он был символом партии и его отъезд в Брюссель создаст вакуум. И пока они не найдут нового лидера, "Согласие" будут ожидать серьезные проблемы. Я не вижу, кто мог бы заменить Ушакова в партии.
Да, есть разговоры, что новым лидером мог бы быть Вячеслав Домбровский, но, на мой взгляд, у него нет такого потенциала, как у Ушакова. Хотя, конечно, после его отъезда, может быть, мы по-новому сможем взглянуть на других людей в "Согласии", претендующих на роль лидера. Просто пока Ушаков здесь, его присутствие затмевает всех других. И в этом случае я не исключаю, что у Домбровского могут и появиться конкуренты.
Кроме этого, не надо забывать и еще об одном моменте: чтобы нового лидера узнали и приняли избиратели, нужно время. Да, время есть, до муниципальных выборов – два года. Однако нельзя сказать, что это уж очень долгий срок. Для такой партии, как "Согласие", с выстроенной структурой под Ушакова, его может и не хватить, что, естественно, негативно скажется на выборах Рижскую думу.
– Интересно, а при смене лидера увеличатся ли шансы "Согласия" на попадание в правительство, как это произошло в Эстонии, когда с уходом лидера Центристской партии Эдгара Сависаара она смогла попасть в правящую коалицию?
– На данный момент я таких перспектив не вижу. Должна произойти не только смена лидера, но и серьезное изменение всей партии. Одно изменение "Согласие" сделало, отколовшись от ЗаПЧЕЛ 15 лет назад. Теперь им предстоит пойти еще дальше, сделав следующий шаг, и изменить руководящий состав. Да, Ушакова не будет, но ведь Янис Урбанович как лидер фракции же останется. Поэтому пока не произойдет таких глобальных изменений во всей партии, в правительстве этой политической силы не будет.