Комиссия Сейма по народному хозяйству, защите среды и региональному развитию концептуально поддержала поправки к Закону об энергетике. Они призваны обеспечить формирование единого рынка и тарифа на вход и выход газа в Финляндии, Эстонии и Латвии с 1 января 2020 года.
"Это важный шаг, к которому мы долго шли, поэтому необходимо незамедлительно действовать и вводить единый рынок газа, чтобы обеспечить конечному потребителю более выгодную цену и качественное получение услуг", – сообщил после заседания председатель комиссии Янис Витенбергс. Он подчеркнул, что законопроект важен и в контексте Инчукалнсского газохранилища.
Единый рынок природного газа предусматривает, что участвующие в нем страны стремятся интегрировать рынки природного газа в один или на нескольких региональных уровнях.
Почему газ не станет дешевле
"По идее разработчиков этой "гениальной" системы, это должно приводить к тому, что поставщики газа будут выбирать наиболее выгодный маршрут, и таким образом обострится конкуренция, окажет благоприятное влияние на потребителя. Десятилетняя практика внедрения этой системы показывает, что она, мягко скажем, не работает так, как задумывали ее разработчики", – заметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с Baltnews.
Несмотря на неэффективность системы единого рынка, в Евросоюзе продолжают настаивать на ее внедрении.
"Это происходит из-за инерции государственного чиновничьего аппарата в Евросоюзе. Бюрократия не может взять и резко сказать, мол, бывает, мы ошибались. Они будут до последнего внедрять эти нормы. Тем более, что при сохранении достаточно высокой стабильности экономик европейских стран эта система не приводит к каким-то катастрофическим последствиям. А то, что потребителю становится хуже... Ну, кто там вообще слушает этих потребителей? Потребитель должен платить", – отметил эксперт.
По его словам, вопреки обещаниям политиков, цена на газ в итоге растет:
"Потребитель платит больше. Вся эта система внедрялась под соусом того, что, мол, вот, смотрите, сейчас мы избавимся от монополий, усилим конкуренцию, и это благоприятно скажется на ценах. Реальность оказалась другой. Для объяснения происходящего используются несколько другие идеологемы.
Дешевле не становится. Потому что не может становиться дешевле система, где увеличивается количество звеньев, получающих деньги", – заключил Фролов.