Латвия хочет "играть" на "Дружбе": нальют ли нефтепровод Вентспилс-Полоцк заново?

Оборудование стационарной платформы
РИА Новости

Андрей Татарчук

Белорусский журналист и политолог Алексей Дзермант рассказал Baltnews о тенденциях в транзите и энергетике, а также об актуальных рисках и возможностях региона Балтии с учетом проектов Республики Беларусь.

Белорусские переработчики и госбюджет за один прошлый год за счет дружественных субсидий и скидок получили дополнительно от поставок российского "черного золота" почти 7 миллиардов долларов. Эти деньги выпали из федерального бюджета России, которая никогда не продавала нефть и газ по мировым ценам союзному государству.

Белорусский журналист и политолог Алексей Дзермант на IX Балтийском форуме соотечественников, организованном правительством Ленинградской области в "Игора-центре" в 70 км от Санкт-Петербурга, рассказал Baltnews о тенденциях в транзите и энергетике, а также об актуальных рисках и возможностях региона Балтии с учетом проектов Республики Беларусь (РБ).

Преимущества западного окна возможностей

В сложном комплексе белорусских вызовов и проблем фундаментом стало недавнее прошлое: люди слишком хорошо помнят "тяжелые нулевые", когда республика находилась под прессингом западных санкций. Тот период для них был сложнее, чем нынешнее санкционное давление США и ЕС.

Москва тогда помогла пережить сложное экономическое время, и не стоит думать, что белорусы лишены памяти. При этом, как сообщил Дзермант, в российском мейнстриме терминология многовекторности и балансирования союзной страны порой вызывает непонимание.

Алексей Дзермант
Sputnik Беларусь
Алексей Дзермант

"После 2014 года наша страна успешно заявила о себе как о миротворческой площадке, когда были подписаны договоры по прекращению конфликта на Украине "Минск-1" и "Минск-2". И у Белоруссии открылось окно возможностей в развитии отношений с ЕС и США. Белорусская власть – очень прагматичная. В первую очередь речь идет о стратегическом развитии государственной экономики", – говорит Дзермант.

Латвийский нефтепровод вместо "Дружбы"?

Белорусское руководство видит в соседних республиках партнеров. Во времена санкций против РБ Латвия, Литва и Польша назывались лишь "товаропроводящими площадками" для белорусского западного экспорта.

Российские же нефтегазовые трейдеры получают преференции и снижают себестоимость сырья для себя за счет налогового маневра, а белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке поставлены Москвой перед фактом, что менее чем через квартал им придется закупать сырье для переработки по мировым ценам. Срок действия текущих контрактов заканчивается в конце текущего года, как и в случае с Украиной.

Чем похожи ОАО "Гомельтранснефть Дружба" с филиалом "Новополоцк", качающие нефтепродукты на ОАО "Мозырский НПЗ" и ОАО "Нафтан" по территории Белоруссии с "Нафтогаз-Украина"? Тем, что по всем этим нефтепроводам сырье может транспортироваться в любом направлении, хоть в реверсном порядке.

По мнению Алексея Дзерманта, гипотетически Минск может принять решение о закупках в 2020 году нефти для переработки на своих НПЗ в Саудовской Аравии, Иране и даже в США. Вопрос – в себестоимости.

В самом невероятном сценарии нефтепровод "Дружба" может быть остановлен, а пустующий нефтепровод Вентспилс-Полоцк получит загрузку альтернативной нефтью. Из Венесуэлы, помните, уже были танкерные поставки?

Эта модель развития событий очень удобна для запада – хотя сомнительно, например, что американские поставщики способны длительное время поставлять танкерами нефть по себестоимости или ниже ее в морской порт Вентспилса для загрузки нефтепроводов для белорусских НПЗ. Разовые поставки имеются, как в случаях снабжения американским и катарским СПГ терминала-регазификатора Independence в заливе Клайпеды. Но это маркетинг для бедных: западные поставщики не готовы дарить настолько щедрые подарки ради окна возможностей раскола российско-белорусских отношений.

СПГ-терминал в Клайпеде.
BaltNews.lt
СПГ-терминал в Клайпеде.

По словам Дзерманта, латвийскому коридору, а это около 7 млн тонн нефтепродуктов в год с НПЗ в Мозыре и Новополоцке на белорусский теримнал в морском порту Риги, сегодня не грозит разворот. Этот маршрут очень важен для Латвийской железной дороги, принося около 70 млн евро доходов в год – примерно по 10 евро с тонны. Российская железная дорога предлагала белорусам 50% скидки по тарифам на порт Усть-Луга и другие преференции.

Примерно та же картина с грузами минеральных удобрений госпредприятия "Беларуськалий" и с контейнерными грузами белорусско-китайского индустриального парка "Великий Камень" в Смолевичи под Минском, откуда до Клайпеды ведет короткое, годами накатанное плечо. Белорусские грузы сегодня – это почти 35% грузооборота морского порта Клайпеды.

Индустриальный парк «Великий камень» в Белоруссии
Индустриальный парк «Великий камень» в Белоруссии

Восточное энергетическое партнерство

Литовские консерваторы обвиняют Клайпедский порт в коллаборации с транзитной "мягкой силой" Минска. Подобные же упреки привычно звучат в сторону Литовской железной дороги, работающей с грузами России. Для этого оператора транзитного коридора на Калининградскую российскую область с грузооборотом более 10 млн тонн в текущем году политический популизм – обычный фон работы. Популизм – норма поведения не одного поколения литовских политиков, пытающихся стравить Россию и Белоруссию.

А с Белорусской атомной станцией сегодня все, что происходит вокруг нее в Литве, похоже на белый шум. БелАЭС, партнерский проект РБ с российской корпорацией "Росатом", заставляет истеблишмент Литвы генерировать протесты, выглядящие как хайп где-нибудь в социальных сетях.

Белорусская АЭС
Sputnik / Виктор Толочко
Белорусская АЭС

Солидарность с Вильнюсом не выразили даже соседи: в Латвии каскад советских гидроэлектростанций на Даугаве вырабатывает 80% и более энергии, очень развиты также малые "зеленые" электростанции. В Эстонии вообще пока что профицит энергии благодаря сланцевой энергетике. Европейский союз не блокирует эту БелАЭС, первый блок там заработает уже в 2020 году, а второй – в 2021 году.

"Литва не сможет отказаться от закупок белорусской энергии, которые будут поданы, например, как "зеленая" энергия выработки каскада латвийских ГЭС на Даугаве. Какой бы шум не производил сейчас Вильнюс, очень скоро этот вопрос будет спрятан под ковер. Наступит тихое улучшение ситуации, Литва смирится, ведь это вопрос национальной выгоды", – говорит Дзермант.

Еще в конце срока литовского президента Дали Грибаускайте ситуация от неприятия и непринятия по неудобным проектам, связанным с восточными партнерами Литвы, начала быстро меняться. Например, как с полутайными закупками российского газа для загрузки СПГ-терминала в порту Клайпеды. При Гитанасе Науседе этот процесс стал более заметен. После стадии принятия начинаются уже партнерские отношения. Конечно, какое-то время, возможно, Литва будет продолжать покупать электроэнергию с БелАЭС как "латвийскую зеленую", что очень напоминает то, как "Нафтогаз-Украина" закупала реверсом газ компании "Газпром" в ЕС. Такие шоу далеки от прагматики и очень недолгосрочны.

Проект "Восточное партнерство" в том антироссийском виде, в каком он проектировался его западными архитекторами в кризисном 2014 году, также не трансформировался во что-то серьезное: страны "Восточного партнерства", включая Белоруссию, так и остались на российской орбите.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме