Только не к ним! Почему мигранты избегают страны Балтии

Девочки в палаточном городке при частном заводе по разбору, сортировке, выплавке и прессовке алюминиевого лома в южном пригороде Дамаска
© Sputnik / Михаил Воскресенский

Беженцы с Ближнего Востока не считают страны Балтии привлекательными для жизни. О причинах расскажет Baltnews.

Миграционный кризис затронул все страны Евросоюза. Поток беженцев из политически нестабильных регионов стремится в спокойную, не тронутую войнами Европу. За последний год в европейские страны заявки на получение статуса беженца подали 624 955 человек. Для жителей стран Ближнего Востока получение этого статуса дает возможность не только остаться в новой стране, но и получать пособия и пользоваться всеми гражданскими правами.

Среди всех стран Евросоюза наибольшей популярностью пользуется Германия – 22% беженцев стремится попасть туда, на втором месте Франция – 18%, на последнем месте Испания – 16%.

Страны Балтии, как и остальные страны Европы, для разрешения проблемы с мигрантами вынуждены принимать у себя пришельцев с Востока. Литва кажется мигрантам привлекательнее, чем ее соседи, 540 человек хотели бы переехать туда. Латвия за 2019 год получила 165 заявок от желающих получить убежище. Меньше всего заявок получила Эстония – всего 100. Об этом свидетельствуют данные, обобщенные Eurostat.

Почему Латвия непопулярна среди мигрантов?

В Латвии количество заявок на убежище составляет всего 30 на миллион жителей. В среднем по Евросоюзу он выше больше чем в десять раз и составляет 324 человека на миллион жителей. Латвия, в отличие от многих европейских государств, имеет право ранжировать количество приезжих. В начале осени экс-премьер Лаймдота Страуюма заявила, что Латвия готова принять 776 человек, в приоритете семьи с детьми, пишет Press.lv.

Процедура получения убежища в Латвии долгая и сложная. Принятие решения о выдаче убежища занимает полгода. При отказе решение можно оспорить в суде и получить "альтернативный статус", который дает право на проживание и работу и обновляется каждый год.

"Альтернативный статус" – хороший вариант развития событий, но не для семейных мигрантов, которые планировали перевезти семью сразу за собой. Со статусом беженца мигрант мог бы подать заявление на воссоединение семьи уже через год после получения убежища, с альтернативным статусом для этого потребуется два года, за которые в стране исхода могут произойти сильные перемены. Мигранты с Востока чаще всего приезжают с планами сразу же перевезти за собой семью, поэтому в случае с "альтернативным статусом" ждать два года многие не готовы.

Более того, пособия в Латвии, в случае получения статуса беженца, выплачиваются только в течение десяти месяцев, и они совсем небольшие – 139 евро на взрослого и 97 евро на ребенка. Этих денег не хватает, чтобы снять жилье. Возможность сразу получить высокооплачиваемую работу исключается по причинам незнания латышского языка и проблемам нормальной социализации.

Граждане Латвии не готовы к мигрантам с Востока. По данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года социологическим центром Latvijas fakti, 69% не одобряли прием беженцев. Таким образом, выстраивание культурного диалога затрудняется.

Негативное отношение к мигрантам проявляют и представители власти. Экс-министр иностранных дел Рихар Козловски тогда сделал заявление о том, что Латвия полна россиянами и украинцами и страна занята предоставлением убежища для них. А также высказал суждение о том, что латвийские граждане не будут стремиться к дружбе народов и возникновение экстремизма, радикализма и неприятия мигрантов перейдет из разряда интересных наблюдений в разряд чрезвычайных происшествий.

Президент Эгилс Левитс выступает за "разумное принятие" мигрантов. Ранее он заявлял, что стране нужны только те приезжающие, которые могут внести какой-то вклад в развитие определенных областей. Привлекательной Латвию надо делать в первую очередь для своих граждан. Такая иммиграционная политика "имеет смысл", считает он.

Латвия – страна с небольшой экономикой и не может позволить себе содержать "лишних" мигрантов. Известный латвийский социолог Михаил Хазан тогда подошел к этой проблеме с рациональной точки зрения: если нет денег на собственные нужды страны, к примеру, на образование и медицину, то где их достать на чужие.

Граждане Латвии против мигрантов, политики их поддерживают, таким образом, из-за недружественной риторики мигранты не стремятся в страну, где их не ждут. Тем более, если пока есть дружелюбная Германия.

Ссылки по теме