Из-за Брексита упал экспорт леса в Латвии, в итоге пострадала вся лесопромышленная отрасль. Об этом сообщил член правления предприятия Latvijas valsts meži (LVM) Эдвин Заковиц. На состояние лесной отрасли влияет и глобальное потепление.
По словам Заковица, на долю лесной промышленности в Латвии приходится 6% ВВП. В прошлом году было зафиксировано замедление темпа экономики в государстве, наблюдается спад и в лесной отрасли. По мнению Заковица, это нормальная фаза экономического цикла, ведь лесные угодья – часть народного хозяйства.
Начало спада прослеживалось уже во втором квартале прошлого года, отметил Заковиц. Не последнюю роль в этом сыграл выход Великобритании из состава ЕС, так как она была основным закупщиком латвийских лесов. Сложность состоит в том, что с Великобританией теперь надо договариваться о поставках в качестве двух независимых государств.
"Мы это уже чувствовали в прошлом году, начиная со второго квартала. На то есть конкретные основания. Во-первых, то, что мы все видим и знаем – Брексит. Проблема в том, что Великобритания один из основных рынков сбыта нашей древесины", – сказал предприниматель.
Заковиц отметил, что экспорт – это неотъемлемая часть цикла, по которому работает вся отрасль.
"Это один полный цикл с того момента, как мы выращиваем лес, до того, пока мы его перерабатываем и экспортируем уже готовую продукцию", – подчеркнул он.
Помимо Брексита, на кризис лесной промышленности влияют климатические изменения. Из-за нехватки влаги деревья высыхают. Многие страны Евросоюза вынуждены поставлять на рынок "сухостой" – древесину низкого качества. Латвии необходимо дождаться, когда она уйдет с рынка, чтобы возобновить поставки своего сырья.
"Второе – это климат. В результате изменений климата в Европе сейчас (в Германии, Южной Швеции, Австрии, Чехословакии) очень много появляется еловых сухостоев. И этот сухостой надо убирать. То есть в экономику идет наплыв очень дешевой древесины. Нас это пока, слава богу, не касается, поэтому мы немного притормаживаем продажу хорошей древесины. Потому что эта плохая древесина будет на рынке ну год, два, три – и когда она рассосется, все равно потребуется народному хозяйству Европы древесина, пригодная для строительства, для таких работ", – пояснил Заковиц.
"Это две такие крупные проблемы, потому что мы все находимся в Евросоюзе, на едином рынке", – добавил он.
На последствия Брексита Латвия повлиять не может, подчеркнул Заковиц, но проблему сухостоя решить можно:
"LVM учитывает и подстраивается. Но использование древесины – лишь одно из направлений работы компании. В этом году мы планируем выплату дивидендов (за 2019 год) в размере примерно 90 млн евро. В будущем году (за 2020-й), смотря на рыночную ситуацию, планируем около 40 миллионов".
Что еще может ударить по лесной промышленности?
По лесной промышленности может ударить и коронавирус. Если ранее вследствие замедления роста китайской экономики цены на базовые лесоматериалы падали на 25-36%, то из-за коронавируса это падение может продолжиться. Это отразится на экспорте, в котором преобладает продукция лесной промышленности.