Евроимперия сокращает своим подданным пространство для маневра

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Илья Круглей

Политика Евросоюза по отношению к странам Балтии и другим государствам Восточной Европы становится все более и более бескомпромиссной.

Балтийским странам приказывают тратить средства из еврофондов на развитие "зеленых технологий", а налоги за несоблюдение экологических норм переводить не в бюджет государства, а сразу в Брюссель.

При этом зависимость Эстонии, Латвии и Литвы от дотаций становится все более пугающей. Если раньше правительства европейских стран сами получали налоги с бизнеса и граждан, а потом уже рассчитывались с Брюсселем, то теперь "центр" будет собирать "подать" самостоятельно.

Вот так демократический альянс незаметно превратился в империю, где зависимость стран Балтии от дотаций ЕС переросла в настолько серьезную проблему, что об этом задумались даже политические элиты Эстонии, Латвии и Литвы.

Казалось бы, балтийским странам можно вздохнуть спокойно и ждать, когда новая порция дотаций начнет поддерживать их экономику. Все-таки, несмотря на внутренние разногласия, в Евросоюзе приняли бюджет в 1,8 трлн евро, что почти в два раза больше, чем в прошлом семилетнем периоде (960 млрд евро).

Но вот какая часть из этой суммы пойдет "центру", а какая "периферии"? Кто в Прибалтике получит большую часть дотаций – простые фермеры, малый, средний бизнес, работники школ, больниц или крупный бизнес, рассеянный по странам Европы?

Империя собирает подати – холопы молчат

О том, что в ЕС появятся новые налоги, которые придется платить напрямую в Брюссель, минуя национальные бюджеты, в инфополе Старого Света стараются особо не говорить. Нет, конечно, об этом сказано на сайте Европейской комиссии (ЕК), правда, не слишком много и с большой долей лицемерия. Но подробности европейские СМИ и политики почему-то не торопятся обсуждать публично.

Средства, полученные с помощью новых налогов, называются Own Resources – собственные ресурсы. И слово "собственные" понимается только применительно к центральному руководству альянса. Об этом еще прошлым летом писали Euronews.

Перечень налогов, кстати, весьма обширный. Евросоюз будет собирать напрямую выплаты за выдачу разрешений на загрязнение воздуха, за предоставление углеродных квот для импортеров, а также штрафы за пластиковую упаковку, единый корпоративный налог, цифровой налог. В основном многие поступления от членов ЕС так или иначе связаны с "зеленой сделкой". По оценке Euronews, сумма таких отчислений должна составить как минимум 42,3 млрд евро.

"В случае необходимости комиссия сможет привлекать дополнительные ресурсы из государств-членов ЕС, которые комиссия может использовать от государств-членов в данный год для финансирования различных проектов", – говорится на сайте ЕК.

© Sputnik / Алексей Витвицкий
Марш против ЕС в Варшаве

Верхом цинизма выглядит заявление брюссельского экономиста Криссопиги Брайла, который говорит о том, что такое нововведение необходимо ради большей автономности бюджета. Автономность действительно хорошая, вот только для Брюсселя, а не всех остальных членов альянса. По сути, у руководства ЕС появляется возможность самостоятельно, без всяких голосований и саммитов (где нужно считаться с мнением членов альянса), распоряжаться собранными средствами и решать, кому именно помогать гасить кредиты, вливать ресурсы в отдельные предприятия и отрасли и так далее.

Жесткое управление – будущее Европы

Наиболее богатые и влиятельные страны Евросоюза еще до начала пандемии уже неоднократно доказывали на практике, что "Европа двух скоростей", где "центр" решает свои проблемы и игнорирует мнение мелких игроков, – это уже свершившийся факт, а не теория каких-то маргиналов.

Как считает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, прямые налоги, которые Брюссель будет собирать с членов ЕС налоги – это либо "пожертвования", которые частично не предполагают национального регулирования, либо правительства стран ЕС не в состоянии взымать налоги с корпоративных структур. Причина кроется в том, что крупные компании всегда найдут возможность уклониться от такого налогообложения.

"Выходит, в сборе налогов с корпораций ЕС проявляет себя, как более мощная структура, но одновременно показывает противоречие между глобализованной корпоративной экономикой и национальным регулированием, пытаясь этот разрыв закрыть. Придется ли за такую стратегию расплачиваться простым обывателям? Пока мы видим, что в борьбе корпоративного бизнеса и надгосударственных структур именно обыватель оказывается крайним", – уверен эксперт.

Метафора империи по отношению к ЕС, уверен Вячеслав Данилов, здесь вполне уместна, если ее рассматривать как процесс борьбы государств и корпораций. Причем Евросоюз на фоне этого берет под контроль вопросы не только экологии, но и безопасности, миграции, проблемы бедности.

"Империя здесь – единство, которое образует корпоративный сектор в борьбе за контроль над глобализацией, или, как теперь говорят на форуме в Давосе, деглобализацией (что то же самое, только вид сбоку)", – уверен директор Центра политического анализа.

Очевидно, что, когда ЕС берет на себя все больше полномочий в управлении крупным бизнесом и вопросами сбора налогов со своих членов, методы Евросоюза будут ужесточаться. Еврокомиссия еще в 2020 году заявила балтийским странам, что не выделит ни одного евро на модернизацию портов Прибалтики.

И такое решение ЕК приняла не по причине жадности, а руководствуясь, так сказать, здравым смыслом – "морские гавани нам сейчас не нужны, есть более приоритетные цели". Точка. Мнение Литвы, Эстонии и Латвии вообще никого не волнует.

Зависимый от дотаций – горе в евросемье

Понятно, что балтийские страны не лишатся финансовой поддержки полностью. Она будет, но только в тех случаях, когда это выгодно самим государствам Западной или Северной Европы. К примеру, 30% от общего объема Фонда по восстановлению и семилетнего бюджета должны будут пойти на "зеленые" проекты в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте. При этом экологичность почти во всех случаях – это удорожание производства, что, к примеру, для тех же латвийских фермеров представляется серьезной проблемой.

"Латвийское сельское хозяйство и так уже одно из самых "зеленых" в Европе. В животноводстве мы используем антибиотики вчетверо меньше, чем Польша! И при этом мы все находимся на одном рынке. А ведь фермеры Латвии получают меньше дотаций из ЕС, чем их коллеги из других стран", – цитирует rus.lsm члена правления Латвийского совета сельскохозяйственных организаций Каспарса Мелниса.

И оказать сопротивление Брюсселю Эстония, Латвия и Литва не могут – будут много спорить, лишатся дотаций. А терять есть что.

Литва получит от ЕС в ближайшие семь лет 14,5 млрд евро, что на 1,7 млрд больше, чем в 2014–2020 годах. Латвии выделят почти 10,5 млрд евро – на 39% больше, чем в прошлом семилетнем бюджете. Эстонии дадут меньше всех в Прибалтике – 6,8 млрд евро – впрочем, это все равно на треть больше, чем в прошлый раз.

К примеру, в Эстонии около 10% бюджета составляет финпомощь от Евросоюза. Но заслуживает внимания разница в расходах на социальную защиту – в Эстонии на нее тратят 15,1% от ВВП (предпоследнее место в ЕС), а во Франции, например, 34% от ВВП. То же положение с социальными программами наблюдается и в Латвии, и в Литве.

Выходит, собственных средств для создания по-настоящему европейского уровня жизни своих жителей не хватает, а деньги ЕС тратить приходится на то, на что укажет ЕК. А та указывает на развитие ВИЭ, а не в какие-то там Rail Baltica, порты или железные дороги. Про заводы уже даже речь не идет.

"В Латвии до 2008 года на строительство дорог ежегодно уходило примерно 300 млн евро, из которых часть – это государственные деньги, а часть – еврофонды. После кризиса на эту задачу стали тратить только деньги, выделяемые ЕС. В новом бюджетном периоде до 2027 года Евросоюз средства на строительство дорог тратить не позволит. Как правило, он сейчас направляет их на убыточные предприятия, например, компании, занимающиеся генерацией ВИЭ. Такая политика приводит к тому, что простой латвиец вынужден почти одну треть счета за электричество де-факто тратить на оплату коэффициента обязательной закупки для "зеленой энергетики", – рассказала в беседе с Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева.

Фермеры Прибалтики на акции протеста в Брюсселе, 20 февраля 2020
AFP 2020 / Aris Oikonomou
Фермеры Прибалтики на акции протеста в Брюсселе, 20 февраля 2020

По ее словам, дотации идут также в транспортную сферу балтийских стран для поддержки компаний, занимающихся пассажирскими перевозками внутри городов и между ними, поскольку довольно часто эти маршруты попросту нерентабельны. Идут дотации и балтийским фермерам, вот только в меньших количествах, чем другим странам-членам. Когда Эстония, Латвия и Литва вступали в ЕС, они согласились на небольшой коэффициент доплаты фермерам за каждый гектар земли, который те обрабатывают. И изменить плоды прошлой политики практически уже нельзя.

Евгения Зайцева напомнила, что даже пособия по простою во время пандемии в той же Латвии, хоть официально и шли через бюджет страны, по сути поступали из Фонда поддержки, который создал за счет кредитов Евросоюз.

"Это не значит, что если Еврокомиссия откажется выделять дотации, скажем, фермерам, то в Балтии в тот же день умрет сельское хозяйство. Просто продукции станет меньше, она подскочит в цене. То же самое и в других отраслях. Даже частные клиники в Латвии, которые работают за счет госпрограммы, в итоге продолжат функционировать, просто в меньшем объеме", – заключила эксперт.

Все вышеизложенное приводит к простому выводу: только Евросоюз может решать судьбу большинства отраслей в Балтии. Сами страны лишены такой возможности. Для какого-либо выгодного странам экономического развития необходимо одобрение "центра" ЕС, который все меньше руководствуется равенством между своими членами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме