Суд Латгальского предместья постановил, что бывшие акционеры банка Parex Валерий Каргин и Виктор Красовицкий должны компенсировать государству потери в размере 124 млн евро, сообщает передача Nekā personīga телеканала TV3.
Дело Parex banka
Parex был вторым по величине кредитным учреждением в Латвии. Накануне экономического кризиса 2008 года банк выдавал очень много кредитов, и в результате ему потребовалась поддержка. Всего государство инвестировало в него 1,7 млрд евро.
Изначально управляющие говорили о том, что все вложенные средства будут возвращены в бюджет, когда состояние Parex улучшится и его удастся продать инвесторам. Однако в итоге в бюджет вернулось менее половины суммы за счет распродажи активов банка.
Прибыльная часть активов была выделена в отдельный банк – Citadele – который впоследствии был продан американским инвесторам за примерно 50 млн евро.
В течение последующих нескольких лет с бывших акционеров банка Валерия Каргина и Виктора Красовицкого пытались взыскать убытки. Спор между бывшими акционерами и представителями государственных организаций решался в двадцати гражданских процессах.
Например, в Рижском окружном суде государство пыталось взыскать с банкиров 81 миллион евро, так как, будучи в руководстве Parex, они заключали невыгодные для банка сделки с родственниками и друзьями. В конце января суд решил дело в пользу Каргина и Красовицкого.
Суд на стороне государства
Принятое судом Латгальского предместья решение – крупнейшая победа государства в споре с бывшими акционерами Parex.
"Ответчики безоговорочно подадут кассационную жалобу на это решение в Верховный суд Латвийской Республики, так как они считают это решение несправедливым, необоснованным и неправильным", – сообщил адвокат Каргина Олав Церс.
"Судебный процесс продолжается уже 11 лет. Общая сумма претензий нереальна – 230 миллионов евро. Даже если в далеком будущем государству удастся выиграть все эти требования, то взыскание таких сумм в реальности невозможно. В-третьих, на что мы обратили внимание, так это на то, что судебные издержки для государства в рамках этих разбирательств уже достигли около четырех миллионов евро", – добавил Церс.
В случае поражения в Верховном суде Каргин планирует обратиться в Европейский суд по правам человека. Он расценивает длительное судебное разбирательство как преследование, а тот факт, что банкиру и членам его семьи до сих пор не выплатили оставшиеся в Parex средства, – как хищение.
"В то время, когда банк был передан государству, господин Каргин и господин Красовицкий имели вклады на сумму около 71 млн евро, которые они так и не получили обратно, которые государство оставило себе", – рассказал Церс.
Отметим, что, даже если суд следующей инстанции посчитает, что Каргин и Красовицкий должны компенсировать потери, это не означает, что государство что-то получит. Гарантировано будет лишь получение недвижимости банкиров, которую они отдали как залог в договоре с правительством 12 лет назад.