С 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов. Как это скажется на экономике России, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.
"Для России это очень неприятная история. Конечно, это бьет по нашей экономике. Получается, что мы цены поднять не сможем на уровне углеродного налога, а платить его будем. То есть это прямые убытки России. Пока налог будет налагаться только на несколько товарных групп, но в том числе на углеводороды. Получается, что мы будем поставлять и платить европейцам углеродный налог. То есть эти деньги будут уходить из нашей страны", – отметил он в разговоре с Baltnews.
По его словам, из-за этого российские товары станут менее конкурентоспособными – в РФ товары производятся с помощью электроэнергии, существенная доля которой вырабатывается на газовых и угольных электростанциях с большим углеродным следом.
"Они будут нам подсчитывать этот углеродный след и, соответственно, от его размера вычитывать углеродный налог. И количество товаров, то есть разная номенклатура товаров, будет расти. И сам углеродный налог будет расти. Постепенно углеродный налог будет повышаться", – объяснил Юшков.
"С точки зрения торгового права это не совсем адекватно, потому что получается, что европейцы у себя вводят это регулирование, но де-факто оно распространяется и на третьи страны, в том числе на Россию. То есть мы тоже обязаны будем этому регулированию соответствовать. Климатическая риторика, климатические программы как каток идут по всему миру. По большому счету им все равно, нарушает это нормы ВТО или нет. Перед Парижским климатическим соглашением нормы ВТО становятся вторичными", – сказал эксперт.
В свою очередь, европейцы благодаря этому налогу только выигрывают, считает Юшков:
"Европейцы, наоборот, всю эту историю затеяли для того, чтобы экономически развиваться. У них довольно большая доля ВИЭ (возобновляемые источники энергии). До сих пор эта дорогая энергия была их экономическим "якорем". Энергия дорогая, она заносится в себестоимость каждого товара, соответственно, товары будут дороже. И в таком случае [без налога] их товары не конкурентоспособны по сравнению с российскими и китайскими, которые используют энергию с большим углеродным следом. А для России это как раз было конкурентным преимуществом, так как у нас дешевая энергия".
"Европейцы же предлагают перевернуть все с ног на голову – то, что было конкурентным преимуществом, сделать обременением. А теперь ВИЭ, которое раньше было для них якорем, станет их конкурентным преимуществом. То есть если у тебя ВИЭ – значит, ты не платишь углеродный налог. Получается, что у них себестоимость товаров будет низкая, а у нас – высокая", – объяснил он.
Во многом борьба с изменением климата, возможно, затевалась ради того, чтобы поменять все правила международной торговли, полагает эксперт.