Евросоюз пытается заставить своих торговых партнеров платить за "озеленение" своей экономики, но при этом он также нуждается в сотрудничестве с РФ, которая может в перспективе оказаться важным поставщиком экологически чистого энергоносителя для Старого света.
Экоактивисты из Евросоюза направили петицию с просьбой включить российских представителей в "Европейскую партию зеленых". Видимо, тема энергоперехода в Европе все же пересиливает русофобские настроения.
Активисты в своей петиции написали: "во время Саммита по климату президент России Владимир Путин призвал страны присоединиться к международным проектам по борьбе с изменением климата. Европе необходимо немедленно начать диалог с Россией по борьбе с экологическими проблемами. Важно не упустить шанс спасти планету, несмотря на нынешние разногласия!".
Активисты попросили политические организации ЕС скорее начать процесс взаимодействия с РФ, отметив при этом, что российская партия "Зеленая альтернатива" уже подала заявку на членство в "Европейскую партию зеленых" еще в начале 2021 года.
"В России развита горнодобывающая промышленность и другие отрасли по всей стране. Они оказывают влияние на Европу и на весь мир, поэтому мы просим вас рассмотреть эту заявку в ускоренном режиме, так как речь идет об экологической безопасности всей Европы", – говорится в петиции.
Выходит, без РФ Старый свет не может не только развивать свою промышленность, которая работает за счет российских углеводородов. Евросоюз, оказывается, без сотрудничества со своим восточным соседом не способен развивать даже "зеленую" энергетику.
Сами мы не справимся!
В Европе уже достаточно долго на правительственном уровне продвигают проекты, призванные сократить уровень выбросов парниковых газов, включая СО2, в атмосферу. Однако в последние 3–4 года такой курс превратился в идею фикс.
Дошло уже до того, что различные страны фанатично наращивают долю ВИЭ (возобновляемые источники энергии) в 4 крупнейшие энергосистемы Европы, не имея при этом четко прописанной стратегии по внедрению в энергетику региона ветропарков и объектов солнечной генерации. При этом почти полностью игнорируется проблема того, что такие ВИЭ проекты сами по себе убыточны и постоянно нуждаются в финансовой поддержке на государственном уровне.
Но даже это не спасает от того, что электричество, вырабатываемое от таких объектов, на порядок дороже, чем поставки из электростанций, работающих на газу или угле, не говоря уже об АЭС.
Простой пример – в Германии в 2020 году, впервые за всю историю, доля генерации энергии от ветряков и солнечных панелей превысила объем поставок от обычных ГЭС, ТЭС и атомных электростанций. В итоге население не платит меньше за коммунальные услуги (свет, тепло).
Наоборот, в Германии, где ветряков большего всего в Европе (кстати, ФРГ на третьем месте в мире по этому показателю), счета за электричество одни из самых высоких в мире. Немецкие потребители в 2020 году платили в среднем €0,32 за кВт*ч электроэнергии. Это на 163% дороже, чем в среднем по миру – с ценой в €0,12.
Более того, участились сбои поставок электричества. Перепады генерации в скандинавских странах все чаще провоцируют скачки цен (как правило, вверх) на энергобирже Nord Pool, где балтийские страны все чаще закупают электричество. За все это, разумеется, приходится платить простым эстонцам, литовцам, и латвийцам.
В феврале 2021 года правительство Германии в срочном порядке вынуждено было включить на полную мощность угольные электростанции, поскольку в ФРГ из-за заморозков на несколько недель покрылось наледью 30 тысяч ветряков. В один день над государством нависла реальная угроза энергетического голода.
Очевидно, "зеленой" энергетике Европы нужна страховка, которая в случае сбоев ветро- и солнечной генерации сможет компенсировать нехватку электричества за счет дополнительных поставок.
Чем же может помочь в этом плане Россия, у которой доля ВИЭ в энергобалансе страны не более 2–3%? Напомним, у Германии этот показатель в 2020 году составил 51,2%. Если брать более мелкие страны ЕС, то, например, у Эстонии, Литвы и Латвии – это около 20%.
Борьба за экологию или за деньги?
"Европейская партия зеленых", которой направили петицию о необходимости сотрудничества с Россией, составляет фракцию Европарламента "Зеленые – Европейский свободный альянс". А Европарламент, напомним, в этом году одобрил углеродный налог в ЕС, который теперь должна утвердить Еврокомиссия.
Углеродный налог – это де-факто чистейшей воды протекционизм, который и не снился даже экс-главе США Дональду Трампу с его жесткой политикой. Все товары (включая российские), которые попадут в ЕС после 2023 года, будут облагаться новым налогом, если только их углеродный след не будет превышать показателей выбросов, которые определяет Брюссель.
При этом сами европейские предприятия такой налог платить не будут, ведь Европарламент станет выдавать им (впрочем, это происходит уже сейчас) бесплатные квоты на выбросы СО2.
Неудивительно, что на этом фоне сам глава России Владимир Путин, выступая на саммите лидеров по вопросам климата, предложил наладить международное сотрудничество в мониторинге всех видов вредных выбросов.
Очевидно, что правительство РФ не хочет быть в качестве слепого исполнителя энергоперехода Евросоюза, при котором ЕС в одностороннем порядке (за счет углеродного налога) будет определять, сколько Россия должна платить за свои выбросы, ведь он сам уже все посчитал.
Для этого, вероятно, и была направлена петиция в "Европейскую партию зеленых", чтобы она поскорее приняла в свои ряды малозначимую политическую партию из РФ. Цель такой инициативы – сделать вид, будто Россию включили в общую работу по энергопереходу, а на деле – заставить Москву играть по правилам, которые будет устанавливать Еврокомиссия и Европарламент.
Если это произойдет, тогда станет ненужной инициатива Путина – организовать международное сотрудничество (где все будут на равных) в мониторинге всех видов вредных выбросов.
"Европейская партия зеленых" не будет выделять деньги для того, чтобы российская энергетика становилась зеленой, а предприятия в РФ использовали электричество от солнечных панелей и ветряков. Такое сотрудничество попросту закрепит юридически обязательства компаний из России платить за выбросы, причем платить Западу.
"Тревожные звонки" звучат уже сегодня. Например, "Газпром" весной этого года поставил партию "зеленого" СПГ в Великобританию. Разумеется, этот сжиженный газ никакой не углеродно-нейтральный, просто "Газпром" заплатил компенсации за выбросы СО2, которые будут спровоцированы при сжигании данного СПГ.
Причем он заплатил в соответствии с сертификатами, которые выдали Verra (ранее Verified Carbon Standard) и Climate, Community and Biodiversity (CCBA), штаб-квартиры которых находятся в Вашингтоне.
В мире начинается борьба, где государства, занимающиеся энергопереходом, уже сегодня пытаются оплатить этот процесс деньгами третьих стран, создавая для этого новые правовые инструменты вроде углеродного налога.
Россия нужна не только ради денег, но и энергобезопасности
Полностью перейти на солнце и ветер – это слишком большой риск для энергобезопасности Евросоюза. Такие ВИЭ объекты слишком зависимы от погодных условий, поэтому нужен экологически чистый источник энергии, который мог бы гарантированно возместить нехватку электричества в любой момент. Водород, в этом плане – самый оптимальный вариант, именно поэтому в Еврокомиссии и еще 8 июля 2020 года официально приняли окончательную версию "Водородной стратегии ЕС".
Такой энергоноситель можно производить разными способами, за счет чего ему присваивают разные "цвета". Самые чистые – это "желтый" водород – электролиз воды при помощи атомной энергетики, "зеленый, – тот же электролиз, но при помощи ВИЭ генерации, "голубой" – производство водорода из природного газа с улавливанием СО2 в ходе этого процесса.
Вот тут и вступает в игру Россия, у которой есть множество АЭС, способных со временем организовать поставки энергии для производства "желтого" водорода, а также много газа – необходимого ресурса для "голубого" водорода.
В последнем случае, кстати, правительство Германии все активнее сотрудничает с "Газпромом", который предлагает ей построить завод по производству водорода в месте, где заканчиваются "Северные потоки".
Вице-премьер РФ Александр Новак и министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер договорились о том, что Россия и Германия вместе будут реализовывать проекты по разработке и постройке объектов, связанных с водородным топливом, а также заниматься вопросами его транспортировки.
Очевидно, что ни Германии, ни всему Евросоюзу собственных мощностей по производству водорода (хоть "зеленого", хоть "голубого") не хватит. Руководитель немецкой Uniper Дэвид Брисон недавно заявил, что ФРГ планирует производить 14 ТВт "зеленого" водорода, но этого мало, ведь спрос в ближайшие десятилетия в стране составит 90−100 ТВт.
"Мы будем очень зависимы от импорта, если хотим использовать такой энергоноситель ", – сказал руководитель компании. Очевидно, что тут уже найдет свою нишу и "голубой" водород, происхождение которого будет российским.
Пока что у РФ практически нет экспортных мощностей такого энергоносителя. Не решен и вопрос транспортировки. Даже самые современные трубопроводы, по которым газ идет в ЕС, способны перекачивать не более 20–30% водорода в общей долю прокачки.
Как рассказал Baltnews аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, пока что в Европе разговоров об этом энергоносителе много, но практических действий почти нет.
Причина в том, что никто пока не знает точно, насколько водород будет экономически целесообразно производить и использовать – будет ли его цена выгоднее, чем покупка обычного газа, но с наценкой углеродного налога при использовании?
"Исходя из этого, энергетическими компаниями Евросоюза и российским "Газпромом" о том уже будет приниматься решение, где строить завод по производству "голубого" водорода. Кстати, его "зеленого" аналога в Старом свете объективно не хватит, поэтому с уверенностью можно говорить, что РФ останется важнейшим поставщиком для Европы в будущем, когда энергопереход ЕС заработает на полную мощность", – резюмирует эксперт.
В 2020 году среди всего объема производства водорода в ЕС на долю "зеленого" приходится 0,1%. Вряд ли странам Старого света удастся нарастить в тысячу раз производство этого энергоносителя. Возможно, проще и быстрее будет выстроить новые коммуникации для импорта "голубого" водорода, ведь он намного дешевле.
Еще в конце августа 2020 года S&P Global Platts оценило приведенные затраты на производство "голубого" – в €1,31 за 1 кг, а "зеленого"– в €3,43 за 1 кг. Это означает, что Европа при всем желании не сможет достичь углеродной нейтральности к 2050 году, о чем сказано в "зеленой сделке", принятой Еврокомиссией без России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.