Дело "Моглино": как эстонские каратели помогали нацистам убивать евреев и цыган

Объявление «Призывной пункт для добровольцев Эстонского легиона», 1942

Псковское управление ФСБ рассекретило часть уголовного дела о преступлениях эстонских карателей в годы Великой Отечественной войны в лагере для военнопленных в деревне Моглино под Псковом. Об эстонских коллаборационистах и их роли в войне – в подборке Baltnews.

Управление ФСБ по Псковской области рассекретило документы, рассказывающие о соучастии эстонских перебежчиков в карательных акциях нацистов в годы Великой Отечественной войны. Речь идет о концлагере, расположенном в 11-12 км от Пскова, в деревне Моглино. Об этом сообщает РИА Новости.

Отмечается, что за зиму 1941–1942 годов от холода и голода в лагере "Моглино" из 280 человек осталось в живых около 20. В лагере содержались как "советские" – русские и украинцы, так и евреи и цыгане.

"С первых дней существования лагеря был установлен режим, рассчитанный на уничтожение и умерщвление голодом и холодом его обитателей. Непосильный каторжный труд сочетался с пытками, издевательствами и побоями", – говорится в материалах уголовного дела, имеющего номер С-17412.

Эстонские каратели

В документах представлены имена и фамилии тех, кто помогал немцам совершать преступления в Моглино. Более подробно о них говорится в показаниях одного из бывших охранников лагеря. Он, в частности, рассказал о расправах, учиненных начальником караула Луукасом (фамилию экс-охранник не назвал) и начальником лагеря "Кайзера".   

Помимо этого, в материалах дела представлены показания охранников, участвовавших в расстрелах заключенных, – Арнольда Веедлера, Эриха Лепметса и Эдуарда Торна. Документы датируемы 1968 годом. Они также повторили слова свидетеля, добавив лишь личные воспоминания. Так, Лепметс отметил, что был участником лишь двух казней. Веедлер опознал одно из мест расстрела, а Торн рассказал, как с Луукасом вывел пять заключенных и охранял, пока начальник караула их расстреливал.

Верные "помощники" нацистских палачей

В конце сентября в Эстонии почтили память евреев, умерших в концлагере "Клоога", расположенном в 38 км от Таллина. Известно, что в массовых расстрелах заключенных принимала участие 3-я рота 287-го полицейского батальона, сформированная из эстонцев, занимавшаяся охраной внешнего периметра.

Эстонские коллаборационисты использовались немецким командованием также для конвоирования и уничтожения евреев и советских военнопленных на территории Белоруссии, Польши, Литвы и Украины. 36-й эстонский полицейский батальон принимал участие в карательных операциях в районе белорусского города Новогрудок, в том числе в ликвидации Новогрудского гетто.

Ссылки по теме