"Дело Мисане" закрыто. Но какова ценность латвийского паспорта теперь?

Паспорт гражданина Латвии
© Baltnews

Виктор Петровский

Дело Кристины Мисане показало, что в случае чего Латвия вряд ли сможет эффективно и быстро защитить своих граждан, а тем более неграждан, попавших в беду за рубежом.

Дело гражданки Латвии Кристины Мисане, которую Дания решила выдать ЮАР по обвинению в похищении собственных детей, стало знаковым для Латвии. Конечное решение экстрадировать Мисане на Родину было бы невозможно без общественной огласки. Это дело показало, что в случае чего Латвия вряд ли сможет защитить своих граждан, а тем более неграждан, попавших в беду за рубежом.

C чего все началось?

На днях поступила информация о том, что выдача Мисане ЮАР задерживается. Как рассказала сестра Мисане Марите Батрака, такую информацию она получила от адвоката.

На прошлой неделе окружной суд Дании принял решение не освобождать Мисане. Это решение подразумевало, что 20 февраля она должна будет выслана в ЮАР. Сейчас, похоже, у гражданки Латвии появился шанс остаться в Европе.

История Кристине Мисане достаточно объемна. Но если в двух словах попытаться ее рассказать, то она выглядит так. В 2011 году гражданка Латвии познакомилась с гражданином ЮАР, спустя несколько лет у пары родилась дочь. В 2018 году отношения супругов испортились, и Мисане решила уехать в Латвию, не предупредив мужа. Сама она объясняет это тем, что он жестоко обращался с ней и детьми. Детей Мисане забрала с собой. В ЮАР это расценили как похищение, за что можно отправиться за решетку на 15 лет.

Вернувшись в Латвию, Мисане почувствовала себя в безопасности. Несмотря на то, что она находилась в розыске Интерпола, никто в родной стране ее не трогал. Поехав в командировку, гражданка Латвии была задержана в аэропорту Копенгагена.

Кстати, Дания предлагала Латвии забрать свою гражданку, чтобы она отбывала наказание на родине, но наша прокуратура заявила, что в республике это преступление не очень серьезное и поэтому отбывать наказание ей не придется. Тогда Дания решила выдать Мисане ЮАР.

Поздно пить "Боржоми"

Эта история долго в Латвии никого особо не волновала. Ну, мало ли какая-то неизвестная гражданка Латвии. Казалось, что всем просто все равно, что с ней будет.

Но затем эта история попала в СМИ и о ней заговорили. Выяснилось, что никто особо этим делом не интересовался. Когда дело Мисане из разряда рядовых перешло в разряд рейтинговых – засуетились все, в том числе МИД и Минюст. А президент Латвии созвал совещание, которое, впрочем, ничем не закончилось.

Можно долго говорить о том, почему так произошло.

Меня (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) недавно совершенно потрясла история о том, как Израиль спасал свою гражданку, оказавшуюся в российской тюрьме по подозрению в хранении наркотиков. Государство сделало все и даже больше, чтобы она вернулась на родину.

Эта история, конечно, тоже не так проста – говорят, что отец задержанной в России девушки был знаком с премьер-министром Израиля, но все равно было видно, что Израиль готов пойти на многое ради спасения своего гражданина.

Латвия же в этой истории выглядела просто жалко. Глава МИД, конечно, вызвал посла, что-то ему сказал. Но все это ничем не закончилось. И все это такое вялое, тягучее, ощущение полного бессилия.
На странице паспорта гражданина Латвии написано, что государство сделает все, чтобы спасти его обладателя. Дело Мисане показало, что значит это "все". Попал в беду – выбирайся сам. Государству до тебя по большому счету нет никакого дела.

Сила государства проявляется в малых делах. В способности защитить своего гражданина. Недаром говорят, что США ради своих сограждан готовы послать авианосец. Мы живем в совсем другой стране. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. И об этом никогда не стоит забывать. По крайней мере, имея в кармане латвийский паспорт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме