Аналитики и эксперты уже начали делать первые прогнозы, как пандемия коронавируса отразится на расстановке сил в мире. Кто-то предрекает конец глобализации, другие говорят об окончании эпохи мирового господства США и нового кандидата на место гегемона – Китая. Однако американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най считает, что пандемия коронавируса вряд ли станет причиной глобальных перемен. Об этом он пишет в материале для американского издания Foreign Policy.
В XXI веке мир пережил два кризиса: террористическая угроза в 2001 году, экономический кризис 2008–2009 годов, теперь он оказался в условиях коронавирусного кризиса 2020 года. Политолог отмечает, что во всех трех случаях правительства допустили просчеты, которые потом привели к негативным последствиям.
В первом случае внешнеполитическая ошибка США привела к войне в Афганистане и Ираке. Запоздалая реакция западных правительств при ликвидации финансового кризиса десятилетней давности привела к рецессии, росту популизма и протекционизма в западных демократиях. В начале пандемии коронавируса две крупнейшие мировые державы – Китай и США – не смогли правильно оценить масштабы угрозы и заведомо выбрали неправильный путь, что впоследствии привело к неконтролируемому распространению эпидемии.
"И председатель КНР Си Цзиньпин, и президент США Дональд Трамп начали с отрицания и дезинформации. Задержка и путаница привели к потере крайне важного времени, в которое можно было начать масштабное тестирование и объявить карантин. А возможность для международного сотрудничества была упущена", – пояснил он.
Вместо этого лидеры двух крупнейших экономических и военных держав развязали информационную войну. Американские политики назвали новый вирус "китайским" и "уханьским", а Китай, в свою очередь, обвинил американских военных в том, что коронавирус в Китай завезли они.
"Евросоюз, с экономикой примерно такого же размера, как у Соединенных Штатов, колебался перед лицом разобщенности. Однако вирус не может меньше заботиться о границах или о гражданстве своих жертв", – подчеркнул политолог.
Най уверен, что Китай использовал в своих интересах пошатнувшуюся репутацию США и разобщенность стран Евросоюза и организовывал помощь, чтобы скрыть свои просчеты на первой стадии распространения пандемии. Тем не менее в Европе все усилия Китая воспринимают скептически, уверен политолог, так как, несмотря на все намерения "увеличить мягкую власть в стране", Китай так и остается авторитарным государством.
Что касается экономики, из-за пандемии коронавируса она пострадала как в США и Китае, так и у всех европейских и восточноазиатских союзников Соединенных Штатов, подчеркивает политолог. При этом еще до пандемии коронавируса в Китае замедлился рост экономики и значительно сократился экспорт. К тому же в условиях пандемии коронавируса Китай направил крупные инвестиции в систему здравоохранения, которая тем не менее не справилась с таким кризисом.
"До кризиса экономика Китая росла до двух третей размера экономики Соединенных Штатов. <…> Пекин также вкладывает значительные средства в военную мощь, но остается далеко позади Соединенных Штатов и может замедлить свои военные инвестиции в более неблагоприятном бюджетном климате", – подчеркнул политолог.
Кроме преимущества по экономическим показателям, Соединенные Штаты имеют геополитические преимущества, которые сохранятся, несмотря на пандемию. Китай конфликтует из-за территорий с рядом стран, США окружены союзниками. Вдобавок у США мощные исследовательские институты и высокое качество высшего образования, чем китайцы похвастаться пока не могут, считает политолог.
"Все это говорит о том, что пандемия COVID-19 вряд ли окажется геополитическим поворотным пунктом", – подчеркивает Най.
Однако есть риск того, что, сохранив все козыри у себя в руках, США не будут их использовать: "Ошибочные политические решения могут привести к тому, что они будут плохо играть этими картами". Политолог отмечает, что первая ошибка США – это отказ от альянсов и международных институтов. Вторая – ужесточение миграционной политики.
Если популизм заставит Соединенные Штаты выбросить свои ценные карты альянсов, международных институтов и открытости, то Китай вполне может претендовать на роль нового мирового лидера, поскольку США отказываются от главных преимуществ перед Китаем.