Польша и Эстония – реальная угроза для Калининграда

Военные армии США на литовской военной базе недалеко от Пабраде, 21 октября 2019
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS

Вопрос обороноспособности далеко не праздный, учитывая, какие вооруженные силы размещаются в странах Балтии и Польше.

Североатлантический альянс слишком вольно трактует договор с Россией о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Об этом свидетельствует наращивание сил и средств в Прибалтике и Польше, полагает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.

Свое мнение он озвучил в ходе онлайн-конференции, в рамках которой был представлен доклад "Минимальный ответ на возрастающие вызовы" о ключевых изменениях сил и средств НАТО в Польше и Прибалтике. Трансляция велась на сайте пресс-центра "Россия сегодня".

"Есть подход, который часто встречается в экспертной публицистике, – "А чего нам бояться литовских, латвийских, эстонских вооруженных сил? Там два ржавых танка, и то – если они заведутся". Так говорили некоторые мои коллеги 30–20–10 лет назад. И иногда по инерции этот тезис можно услышать и сегодня. Но внимательное рассмотрение того, что происходит у наших границ, заставляет обратить внимание, что эти времена прошли", – отметил Межевич.

Национальные вооруженные силы, размещенные на границах с Россией, политолог назвал "вполне современными, мобильными, весьма эффективными". Кроме того, к ним также добавляются контингенты НАТО".

"Представители НАТО сказали бы, что они по ротации. Чудесно, они по ротации, формально не нарушают договор России – НАТО. Но на самом деле они его не просто нарушают. Они его издевательски трактуют. Потому что идет постоянная смена военных контингентов, которые отрабатывают свою потенциальную деятельность на потенциальном театре военных действий. То есть это двойное нарушение", – подчеркнул профессор.

Кроме того, сменился характер вооружений ВС Латвии, Литвы и Эстонии. Если раньше было принято считать, что они были в основном оборонительными, то теперь они являются универсальными.

"Когда Эстонская Республика заявляет о покупке противокорабельных систем, все эстонские СМИ пишут о том, что это системы береговой обороны. Но некоторые добавляют, что дальность этих систем будет составлять 290 км. То есть не только Псков, но, извините, Санкт-Петербург полностью попадают в эту зону. <…> Угрозы есть", – сказал Межевич.

Польские вооруженные силы также представляют реальную угрозу для Калининградской области. Размеры Польши больше среднего, ее военно-промышленный комплекс обладает весьма высокими стандартами. А главное, у Варшавы "вполне известные и понятные комплексы в отношении России".

"Так вот, польские вооруженные силы представляют собой реальную угрозу для России и, прежде всего, для Калининградской области, независимо от того, есть НАТО или нет. Даже если мы гипотетически вообще проигнорируем НАТО или завтра оно заявит о своем самороспуске, то польские вооруженные силы одни в состоянии создать серьезнейшую угрозу для Калининградской области. Но они не одни. И Калининградская область для них – это эксклав", – пояснил эксперт.

Таким образом, отметил Межевич, вопрос обороняемости Калининградской области далеко не праздный и "наверняка обсуждается" как на территории России, так и "в кабинетах потенциальных противников".

Ранее министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в интервью Financial Times заявил, что наплыв мигрантов, прибывающих в Литву с территории Белоруссии, и грядущие военные учения "Запад–2021" повышают вероятность столкновения российских военных с силами НАТО в Прибалтике и Польше.

По его словам, существует риск "недопонимания некоторых действий" из-за российско-белорусских учений.

"Когда у вас пограничный кризис, проходят крупные военные учения у границ НАТО, когда вы увеличиваете присутствие войск на нашей стороне (на литовской, эстонской и польской), то все это, конечно, увеличивает вероятность возникновения инцидентов", – сказал Ринкевич.

Помимо этого, глава латвийского МИД считает, что ситуация с мигрантами – очевидный случай гибридной войны, в которой сами беженцы используются как оружие, нацеленное на страны ЕС и Литву.

Кроме этого, министр намекнул, что Латвия поддержит применение статьи четвертой Устава НАТО при подходящих обстоятельствах. "Если есть реальная необходимость в проведении консультаций с союзниками по НАТО, если мы увидим необходимость в статье 4, мы воспользуемся этим", – добавил глава МИД Латвии.

Статья четвертая Устава НАТО гласит, что договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если по мнению какой-либо из них территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Ссылки по теме