Историческое решение приняли президенты России, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана 12 августа на саммите в Актау: спустя 22 года попыток согласовать позиции Каспийское море все-таки поделили.
Что делили?
Во времена Советского Союза Каспийское море де-факто было внутренним водоемом СССР – Ирану принадлежало лишь 13,8%. СССР распался, и число прикаспийских государств увеличилось до пяти – тогда и возникла необходимость принять новое соглашение, определяющее правовой статус водоема.
Разведанные ресурсы шельфа Каспийского моря – порядка 50 миллиардов баррелей нефти и почти девять триллионов кубометров газа. Это второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива. Дальнейшие поиски могут увеличить эти показатели, считают специалисты.
Каспий причисляют как к озерам, так и к морям. Это принципиальный вопрос. Если Каспийское море не море, а озеро, то ресурсы можно делить поровну между всеми пятью государствами. Но если все-таки это море, появляется необходимость провести воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоема.
Почему не удавалось прийти к соглашению?
Азербайджан, Казахстан и Туркменистан предлагали разделить Каспий по методу "модифицированной срединной линии", то есть линии, каждая точка которой находилась бы на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях государств.
По замыслу Ирана, Каспий надо было сохранить в общем пользовании по принципу совместного владения – кондоминиума. Допускалось создание пяти равных секторов – по 20%. Иран был резко против каких-либо двусторонних соглашений по этому вопросу.
Россия, в свою очередь, выступала против раздела акватории, поддерживая при этом разграничение недр и шельфа Каспия.
Как спор удалось урегулировать?
22 года назад началась работа, связанная с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Образовали Специальную рабочую группу на уровне заместителей министров иностранных дел.
Формат "пятерки" соблюдать было трудно. Переговоры велись в двух- и трехсторонних форматах. Например, Россия, Азербайджан и Казахстан решили спорные вопросы, подписав в 1998 и 2001 годах документы о разграничении дна и недр Каспийского моря – водная поверхность оставалась в общем пользовании, а разграничение проводилось на основе договоренности сторон по методу срединной линии. В 2003 году теми же сторонами был подписан еще один договор – о точке стыка линии разграничения сопредельных участков дна Каспия. В соответствии с этим соглашением, Россия получила 19% дна Каспийского моря, Азербайджан – 20%, Казахстан – 29%. Азербайджан и Туркмения не пришли к договоренности.
Подписать конвенцию в 2018 году во многом удалось благодаря смягчению позиции Ирана, который в итоге согласился на разделение Каспия на российских условиях.
Итак, поверхность Каспия решили считать озером. За исключением 15 миль вдоль береговой линии, всю территорию признали общей. Дно водоема решили считать морским. Здесь еще предстоит окончательно определить разграничители, но уже известно одно – прокладка газопроводов, проведение научных исследований, судоходство возможно только при согласовании сторон.
Что это значит с точки зрения безопасности?
Теперь в Каспийском море могут находиться военнослужащие только прикаспийских государств. Строительство военных баз и иных объектов инфраструктуры НАТО в любой из стран региона теперь невозможно. Американский телеканал CNN уже назвал состоявшийся в Актау саммит "стратегической победой России".
Президент Ирана Хасан Роухани подтвердил, что подписанная Конвенция предотвратила планы США и НАТО по отправке своих вооруженных сил в регион.
"Заговор США и НАТО был в том, чтобы на побережье Каспийского моря высадились их солдаты, здесь оказались американские корабли, вертолеты и военные базы, – приводит слова Роухани агентство Fars. – Однако конвенция запретила создание военных баз и присутствие иностранных судов на Каспии. Согласно договоренностям, каждое судно, находящееся в акватории этого моря, должно быть под флагом одного из пяти прикаспийских государств".
Роухани подчеркнул, что с точки зрения безопасности региона конвенция имеет большое значение. "В ходе последнего саммита был решен ряд важных вопросов, которые вызывали озабоченность Ирана и других стран. Самым важным из них был вопрос безопасности Каспийского моря", – отметил он.
Конвенция закрепила те договоренности, которые были достигнуты в Тегеране в 2007 году, рассказал Baltnews.lv глава аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения Станислав Притчин. "Тогда стороны договорились, что все споры на Каспии решаются мирным путем, что стороны позволяют только прикаспийским государствам иметь военные объекты, военные корабли в Каспийском регионе. И что прикаспийские стороны обязуются не предоставлять свои территории для любых агрессивных действий против соседей на Каспии", – отметил он.
По словам эксперта, информационная война развернулась в отношении сообщений о соглашении между Казахстаном и США об использовании порта Актау для транзита грузов для обеспечения антитеррористической операции в Афганистане. "Много было споров, действительно ли это военное присутствие, есть ли военные. Казахстан на днях прояснил ситуацию – это соглашение о транзите грузов невоенного характера", – объяснил Притчин.
"Помимо того, что никакие вооруженные силы иностранных государств теперь на Каспии размещаться не могут, есть еще такой момент, что среди гражданских судов там могут находиться только корабли с флагами пяти прикаспийских государств", – добавил он.