По оценкам Карлиса Кангериса, экс-главы комиссии, исследовавшей "мешки ЧК", в картотеке КГБ числятся 583 работника культурной сферы.
Латвийский музыкант, поэт и художник Валдис Аталс признался, что сотрудничал с КГБ под псевдонимом Номинатив. Об этом Аталс рассказал в эфире программы Латвийского телевидения "1:1".
По словам музыканта, во время его пребывания в заключении на Крайнем Севере с 1978 по 1983 годы к нему явился начальник Цесисского ЧК по фамилии Петерсонс и заставил подписать документы, подтверждающие его согласие сотрудничать с КГБ.
"…Пишу – я готов сотрудничать, чтобы раскрыть любое преступление против общества. Сам про себя думаю – все-таки не против государства. Против общества, общество – еще не государство, государство – это политическое образование. Подумал – порядок, поэт. Пока держишься", – рассказал Аталс.
Напомним, еще в декабре 2016 года знаменитый поэт Янис Рокпелнис признался в сотрудничестве с КГБ.
"Я был агентом КГБ", – сказал Янис Рокпелнис, указав, что его задача заключалась в том, чтобы сообщать о настроениях групп гражданского общества. "У меня такое чувство, что я убийца и что внутри меня труп. Я убил свою жизнь, себя и свою честность", – сказал он.
Исповедь поразила его соотечественников. Некоторые хвалили его за честность. Другие заклеймили его предателем.
Что произойдет, когда 4500 информаторов в судьбоносном списке будут вынуждены объяснять, что они сделали – или не сделали – для КГБ?
Вопрос заботит экс-президента Валдиса Затлерса, имевшего возможность изучить эти списки.
"Я был очень удивлен, когда увидел там своих друзей. Некоторые из них очень грязные поступки совершали", – отметил он.
Затлерс считает, что каталог лучше обнародовать – и будь, что будет:
"Нет смысла хранить секреты. Лучше все вскрыть и покончить со спекуляциями", – подчеркнул экс-президент.
5 сентября Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам одобрила идею о публикации архивов в интернете – так с ними сможет ознакомиться любой желающий. Планируется, что материалы начнут размещать в интернет-системах Латвийского национального архива уже в этом году.
В так называемых мешках КГБ – 50 тысяч листов дел оперативной разработки на 23 тысячи человек, привлеченных к агентурной деятельности с 1953 по 1987 год: агентура, резиденты, держатели конспиративных квартир, деятели науки и культуры, привлеченные к сотрудничеству с КГБ.