Джунейд Хуссейн, пакистанец из Англии, буквально жил в интернете. Всего за десять лет, с 11 до 21 года, из обычного геймера он превратился в хакера и убийцу. За первую половину своей цифровой жизни хакер действовал безнаказанно, хвастаясь в интервью, насколько он умудряется опережать власти.
"На сто процентов уверен, что у них ничего нет на меня. Я не существую для них, я никогда не использовал свои реальные данные в Интернете, я никогда ничего не покупал. Моя настоящая личность не существует в интернете, и нет, я не боюсь попасться", – цитирует его Politico.
В 2015 году Хуссейну исполнился 21 год. Тогда он стал заметным человеком, третьим лидером запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" и возглавил список самых разыскиваемых Соединенными Штатами преступников. Почти каждую неделю в 2015 году появлялся новый антиамериканский сюжет, вдохновленный Хуссейном.
ФБР было вымотано одновременным преследованием нескольких десятков потенциальных террористов. Угрозу удалось удержать от распространения в публичном пространстве: американские чиновники не были заинтересованы в том, чтобы в сознании граждан укрепилась идея о появлении нового Усамы бен Ладена.
Хуссейн представлял собой ту самую онлайн-угрозу, появления которой так долго опасались: технически подкованный террорист, способный использовать современные цифровые инструменты, чтобы расширить охват террористической группировки далеко за пределы ее физического местоположения.
Летом 2015 года он успешно реализовал один из самых глобальных киберзаговоров, которые мир когда-либо видел: британский террорист пакистанского происхождения, проживающий в Сирии, нанял косовского хакера, который изучал информатику в Малайзии, для совершения нападения на американских военнослужащих и женщин в Соединенных Штатах.
Из геймера в киберджихадиста
"Карьеру" террориста Хуссейн начал из мести – и не такой масштабной, как можно подумать. Согласно интервью от 2012 года, Хуссейн, изначально появившийся в интернете под ником TriCk, рассказал, что хакерскую деятельность начал в возрасте 11 лет: он играл в онлайн-игру, и другой хакер "выбросил" его в оффлайн.
"Я хотел отомстить, поэтому я начал искать способы взлома, – объяснил он. – Я зарегистрировался на нескольких онлайн-форумах по хакингу, читал учебники, начиная с базовой социальной инженерии, и так поднялся. Я так и не отомстил, но зато я стал одним из самых ненавистных хакеров в этой игре".
В 13 лет игры ему надоели. В 15 он, по собственному признанию, "политизировался". Он фанатично смотрел видео убийств детей в Кашмире и Пакистане, целенаправленно взращивая в себе озлобленность, втянулся в конспирологические теории.
С семью своими друзьями он образовал хакерскую группу TeaMp0isoN. Известность они обрели в 2013 году за так называемый хактивизм, взламывая сайты и размещая на них пропалестинские сообщения. Они взломали сайт НАТО и телефон помощника британского экс-премьера Тони Блэра. Хуссейн отзывался о других "хактивистах", таких как Anonymous, как о подобии "мирного палаточного протеста", TeaMp0isoN же в его представлении был "партизанской интернет-войной". В апреле 2012 года TriCk в интервью британской газете сказал: "Я не боюсь ни людей, ни власти. Вся моя жизнь посвящена этому делу".
"Война в Интернете" длилась недолго: в сентябре 2012 Хуссейна все же арестовали и приговорили к шести месяцам тюремного заключения – из-за истории с Блэром. TeaMp0isoN канул в лету, но обида и злоба Хуссейна по отношению к западному обществу только накалялась.
Вскоре после освобождения, Хуссейн, уехав в Сирию, присоединился к ИГИЛ*. Там он занялся онлайн-пропагандой "Исламского государства", назвав себя "Абу Хуссейн аль-Британи". На аватарке в Twitter он направлял дуло автомата Калашникова прямо в камеру, лицо его было наполовину скрыто маской. Хуссейн быстро заработал себе репутацию главного пропагандиста ИГИЛ в киберхалифате, вербуя молодежь по всему миру.
"Можете сидеть дома и играть в Call of Duty (буквально "Зов долга" – прим. Baltnews.lv) или можете приехать сюда и последовать реальному зову долга… ваш выбор", – писал в Twitter самый опасный террорист развивающегося мира цифрового джихада.
Халифат онлайн
Очевидно, рано или поздно террористы должны были захватить и интернет. Распространение онлайн-экстремизма не было чем-то неожиданным. Исламизм традиционно развивался в странах, где средства массовой информации контролировало государство. Экстремистам необходимо было искать обходные пути. Тем не менее никто не мог догадаться, что социальные сети вроде Twitter позволят террористам получить столь колоссальное влияние на мировую публику.
Производители массированной и изощренной пропаганды ИГИЛ понимали, как привлечь внимание общественности: показывая ужасные графические казни сирийских бойцов, заложников и почти всех, кто пересек путь "Исламского государства". ИГИЛ трубил о своей жестокости на каждом шагу: ужасающие съемки казней были поразительно продуманы – съемка с нескольких камер, попытки уловить "идеальный" кадр, палачи, читающие жуткие речи по бумажке. Так создавался образ всемогущества и вездесущности "Исламского государства". Судя по видео, террористы каждый день боя приравнивали к победе. Они показывали и собственных жертв – как великомучеников. Умереть за ИГИЛ подавалось как честь.
Другая часть медиапродукции "Исламского государства" рисовала ближневосточную утопию: яркая, социально активная атмосфера, улыбки на лицах бойцов. Почти обычные развлечения – например, рыбалка, но со штурмовой винтовкой за спиной. На одном из видео боец ИГ игрался с котенком одной рукой, другой держал автомат. Террористы понимали, как работает интернет: видео с котиками хорошо продаются. В США они распространяли видео с террористами и леденцами или сахарной ватой, в Европе – с террористами и Nutella.
При этом связаться с ними было просто – через тот же Twitter, например, или с помощью мессенджеров Telegram и WhatsApp. В определенный момент они даже создали свой мессенджер – Amaq Agency.
Среди всей этой беспокойной обстановки зазвучало имя Джунейда Хуссейна.
Работая среди многочисленных рекрутеров киберджихада, Хуссейн и его "коллеги" объявили себя главарями КиберХалифата в середине 2014 года. Он постоянно играл в кошки-мышки с Twitter: стоило соцсети его заблокировать, он тут же появлялся под другим аккаунтом, вмиг восстанавливая, казалось бы, утраченный охват аудитории. Он пообещал, что флаг ИГИЛ будет развеваться над Белым домом, и призывал к убийству израильтян. Он изо всех сил пытался вдохновить убийства на территориях, далеких от Ближнего востока.
"Руки ФБР были связаны", – комментировал позже экс-директор ведомства Джеймс Коми. Ведомству пришлось привлекать агентов из департаментов, ответственных за криминал, для работы по контртеррористическому надзору.
В апреле 2015-го Хуссейн "вдохновил" на доморощенный джихад 30-летнего Элтона Симпсона из Аризоны. В мае Симпсон и его друг, Надир Суфи, направились в Техас, чтобы совершить нападение на выставку комиксов о пророке Мухаммеде. Хуссейн, очевидно, знал о том, что такая атака планировалась: за час до нападения он написал в Twitter: "Ножи заточены, скоро мы принесем на ваши улицы смерть и кровопролитие!". Несколькими часами позже: "Аллах акбар!!!! Двое наших братьев открыли огонь".
Хуссейн завербовал 21-летнего Мунира Абдулкадера из Огайо, которого удалось арестовать, когда он пытался приобрести АК. Еще одного "вдохновленного" 26-летнего Усааму Абдуллу Рагима смогли поймать в Бостоне. В Северной Каролине арестовали Джастина Сулливана. География разрасталась. Согласно статистике Университета Джорджа Вашингтона, в период между январем 2014 и началом 2017 года в США за связи с ИГИЛ были арестованы 117 человек. Тактический успех – стратегический провал: волну влияния "Исламского государства" через соцсети остановить не удалось.
Лето 2015 года было отмечено самой опасной комбинацией киберпреступности и терроризма, которая пролила свет на новый формат глобальной волны с террором. В августе того года Хуссейн написал серию твитов, которые, на первый взгляд, выглядели, как его традиционная воинственная риторика – не более того.
Он проанонсировал: "Солдаты порежут вам шеи на ваших же землях". Затем добавил: "НОВОЕ: армия И правительство США ВЗЛОМАНЫ хакерской дивизией Исламского государства!" и прикрепил ссылку на 30-страничный документ.
Документ начинался с устрашающего предупреждения: "Мы в ваших электронных почтах и компьютерных системах, смотрим и записываем каждый ваш шаг, у нас – ваши имена и адреса, мы в ваших электронных почтах и аккаунтах в соцсетях, мы без труда извлекаем ваши конфиденциальные данные и передаем солдатам халифата, которые вскоре, с разрешения Аллаха, порежут вам шеи на ваших же землях". Дальнейшие страницы содержали имена и адреса 1351 американского военнослужащего и других госслужащих, а также некоторые переписки военных в Facebook.
А началось все с "Албанского хакера". Интернет-магазин в США получил от него гневное письмо: "Привет, администратор. Третий раз вы удаляете мои файлы и подрываете мою Хакерскую РАБОТУ на этом сервере! Один раз я вас предупреждаю, если вы это еще раз сделаете, я каждого клиента на этом сервере опубликую! Не хочу этого делать, потому что мне с этого ничего не будет! Так почему вы пытаетесь ограничить мне доступ к серверу?".
Сисадмин магазина ответил: "Пожалуйста, перестаньте атаковать наши серверы". Хакер затребовал два биткойна, которые тогда стоили приблизительно 500 долларов, в обмен на то, что он больше не будет взламывать сайт и, более того, объяснит, как ему изначально удалось получить доступ.
Интернет-магазин обратился в ФБР. Им удалось отследить, что письмо было отправлено из Малайзии. Картинка главного подозреваемого сложилась: это был Ардит Феризи. Этнический албанец родом из Косово. Будучи подростком, образовал промусульманскую группировку из этнических албанцев под названием "Хакерская безопасность Косова".
В 2015 году Феризи уехал в Малайзию по студенческой визе – как позже стало ясно, сделал он это потому, что в этой стране было гораздо больше возможностей для совершения кибератак. @Th3Dir3ctorY – так звали Феризи в Twitter – предложил свою помощь ИГИЛ в апреле. По данным спецслужб, он и до этого момента поддерживал связь с Хуссейном.
В июне Феризи взломал серверы онлайн-магазина в Аризоне и украл данные кредитных карт более чем 100 000 покупателей. Из них он вычленил правительственные адреса – так и был составлен список потенциальных "жертв" джихадистов из американской военщины и госсектора.
Малайзийской полиции удалось поймать Феризи в сентябре. Его выдали американцам. Как и многие другие рекруты ИГИЛ, в суде Феризи предстал как просто "запутавшийся" молодой человек. Хакер объяснил, что весной 2015 года его разозлили ложные обвинения косовского журналиста в том, что он присоединился к ИГ. Поэтому в итоге он действительно он присоединился к ИГ. "Я употреблял много наркотиков и все время проводил онлайн", – пояснил он позже.
Аргументация суд не удовлетворила. Его приговорили к 20 годам тюремного заключения.
Хуссейну тоже предстояла расправа. В Сирии, в неуправляемом пространстве, далеко за пределами доступа американского правосудия. За неделю до ареста Феризи, ночью 24 августа 2015 года, Хуссейн направлялся из интернет-кафе к своей машине. Киберугроза встретилась с классическими методами ведения войны: вооруженные силы США запустили ракету класса "воздух-поверхность" прямо в его автомобиль в Ракке.
Хуссейн погиб мгновенно.
* Организация запрещена в Российской Федерации.