Согласно данным международной статистической базы Worldometer, в Латвии наблюдается самое большое в мире сокращение населения. За год республика потеряла 0,98% жителей.
"По данным Worldmeters, Латвия находится на 1-м месте в мире по сокращению населения в прошлом году. С отрывом. Первое место в мире. Первое место. В мире. Да..." – написал пользователь Twitter Андрис Тихомировс.
Pēc vietnes @Worldometers datiem, Latvija ir 1. vietā pasaulē pēc iedzīvotāju skaita samazinājuma pēdējā gada laikā. Ar izrāvienu. Pirmā vieta pasaulē. Pirmā vieta. Pasaulē. Jā... pic.twitter.com/6IBnYh2L1a
– Andris Tihomirovs (@atihomirovs) 18 февраля 2019 г.
К 2030 году жителей латвийцев останется меньше, а эмиграция будет продолжаться, рассказал в эфире программы "Домская площадь" Латвийского радио-4 демограф Илмар Межс.
"Эмиграция будет продолжаться, хотя и в меньших объемах, но все равно каждая тысяча [уехавшей] молодежи бьет по нашим демографическим показателям. И рождаемость, даже с идеальной госполитикой – поскольку наших матерей уже стало мало – будет меньше", – сказал он.
Только в первой половине 2018 года население Латвии сократилось на 1,7 млн человек. По мнению Межса, два основных фактора сокращения численности жителей – это смертность, опережающая рождаемость, и эмиграция.
Демограф отметил, что из-за нелепых случайностей в Латвии гибнет множество подростков. Высокая смертность связана с рекордным количеством самоубийств в прибалтийской республике. Так, Латвия заняла третье место среди стран ЕС по количеству самоубийств, о чем свидетельствуют данные Eurostat за 2015 год.
Руководитель амбулаторного центра Рижского центра психиатрии и наркологии Veldre профессор Марис Таубе сделал вывод, что депрессию и желание свести счеты с жизнью вызывают социально-экономические причины.
Низкий уровень жизни, в свою очередь, побуждает население употреблять больше алкоголя. По данным ВОЗ, большое число самоубийств на 100 тыс. человек в Латвии может быть связан с самым большим потреблением алкоголя на душу населения. Каждый житель страны от 15 лет и старше в год выпивает 18,2 литра "чистого алкоголя", пишет Sputnik Латвия.
В своем интервью демограф также отметил, что важно проводить кампании против вождения в нетрезвом виде – тогда существенно сократится риск быть сбитым пьяным водителем.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития и Еврокомиссии, Латвия наряду с Болгарией и Польшей находится в числе аутсайдеров по средней ожидаемой продолжительности жизни населения. В Латвии предполагаемая продолжительность жизни – 74,8 года, в то время как средний европейский показатель – 80,6 лет.
Стать Исландией
Как рассказал РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов, все к тому и шло: происходящее с демографией – закономерный результат политики, проводимой в последние десятилетия.
Еще в конце 90-х Митрофанов спрашивал депутатов партий правого толка, осознают ли они последствия уничтожения той промышленности, которая осталась после советского периода.
"На этот вопрос я получил обескураживающий ответ: "Мы устали от ваших толп советских мигрантов, мы хотим жить в маленькой, зеленой, национальной стране. Такой, как Исландия, – где нет чужаков, все говорят на одном языке, нет ваших zavodi и страшных микрорайонов с советскими многоэтажками..." – рассказал Митрофанов.
"Со времени тех разговоров прошло двадцать лет. И надо признать, что за это время Латвия сделала большой шаг, приблизившись к Исландии в плане количества населения и культурной унификации. Нерациональные, но горячие мечты латышских интеллектуалов понемногу материализуются. То есть мечта, какой бы иррациональной она ни была, всегда имеет приоритет над скучными экономическими и рациональными соображениями. Кстати, совсем недавно "исландскую мечту Латвии" озвучил наиболее вероятный кандидат в президенты Латвии – Эгилс Левитс. Он прямо сказал, что это в итоге Латвия должна стать такой же, как Исландия: сильная национальная идентичность и всего 350 тысяч населения. Латышская элита продолжает мечтать о рае эскапистов и интровертов - зеленой, чисто латышской стране с редким населением. Простые латвийцы дисциплинированно умирают и уезжают, воплощая мечту своих лидеров в жизнь", – сказал евродепутат.
Ситуацию еще можно изменить, отметил политик, но для этого нужно противопоставить одной "мечте" другую.
"Ситуация изменится только тогда, когда мы навяжем или часть латышской элиты сама породит другую мечту – о пестрой многонациональной, открытой стране, в которую люди стремятся переезжать, и где местные рады всем работящим, приличным переселенцам вне зависимости от их родного языка и происхождения. Мечте об Исландии должно быть противопоставлено не морализаторство и не экономические аргументы, а другая красивая иррациональная мечта. Скажем, о новом балтийском Люксембурге", – такое мнение высказал Митрофанов.