Не пропаганда, а альтернативная информация: каково быть русским журналистом в Латвии

Девушка с табличкой "я русский!"
© Baltnews

Александр Гильман

На самом деле писать в СМИ геополитического противника своего государства – нормально. Любой человек старшего поколения помнит, как важно было слушать иностранные "голоса", чтобы понимать происходящее в стране, где нет свободы.

С 10 по 14 февраля 1966, ровно 54 года назад, в Москве судили писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Это был первый диссидентский процесс брежневской эпохи. На важность его указывает то, что судьей был глава Верховного суда РСФСР Лев Смирнов, а итоги прокомментировал сам Леонид Брежнев в отчетном докладе на ХХIII съезде КПСС.

Дата некруглая, но для нас, русскоязычных журналистов Прибалтики, очень важная. Дело в том, что замысловатая спираль истории готовит чуть ли не любому из нас аналогичную участь.

Андрея Донатовича и Юлия Марковича обвиняли в том, что они свои произведения публиковали под псевдонимом на Западе. Делали это с соблюдением строжайших мер конспирации, но все же попались. Евгений Евтушенко вспоминал, что Роберт Кеннеди, по-советски заманив его в ванную и включив воду, чтобы заглушить прослушку, рассказал: писателей выдало ЦРУ в обмен на какой-то военный секрет.

Иными словами, в понимании того времени печататься в государстве вероятного противника было таким страшным преступлением, что ради разоблачения не было жаль даже орудия будущей войны. Парадоксально, что сегодня в Прибалтике мыслят примерно так же.

В Эстонии работало бюро информационного агентства Sputnik. Накануне Нового Года банк закрыл его счет и счета журналистов. Чуть позже Департамент полиции предупредил сотрудников агентства, что против них будут возбуждены уголовные дела, если они не прекратят работу. Повод – нарушение европейских санкций, что является преступлением.

Правда, Sputnik под санкциями не находится. В санкционном списке – Дмитрий Киселев, руководитель МИА "Россия сегодня", в систему которого входит и Sputnik. Но Киселев точно такой же наемный работник, как и эстонские сотрудники, он им не начальник и указания не дает. Однако эстонское бюро закрыто, сайт не работает.

В Латвии Sputnik благоразумно бюро не открывал, журналисты работают удаленно. Но и им счета в банках закрыли. Насчет преследования литовских коллег у меня информации нет.

Но вот другой случай: московская журналистка Галина Сапожникова расследовала трагические события января 1991 года, когда "Альфа" штурмовала телебашню в Вильнюсе, и погибли люди. Написала книгу. Литовец Повилас Масиленис перевел книгу на литовский и издал на собственные средства. Книга конфискована, Сапожникова внесена в черный список, Масиленис приговорен к штрафу в две тысячи евро. Судья оправдывается: "Человек пожилой, к ответственности привлечен впервые" – дескать, рука не поднялась сажать.

Но может, если не сажают, то и параллель проводить не стоит – как-никак Синявскому дали семь лет лагерей, Даниэлю – пять. Так у нас посадки еще будут!

Галина Сапожникова
© Sputnik / Владимир Трефилов
Галина Сапожникова

14 февраля, точно в годовщину приговора Синявскому и Даниэлю, в Риге состоится очередное заседание суда по обвинению известного общественника Александра Гапоненко. Статья Уголовного закона называется "Деятельность, направленная против Латвийской республики". Это же прямой перевод с советского новояза на постсоветскую статьи, по которой тогда судили диссидентов: "Антисоветская агитация и пропаганда". И, чтобы не было сомнений, есть и вторая статья: "Помощь иностранному государству в деятельности против Латвийской республики".

Обе эти статьи инкриминируются Гапоненко. Он нанес ущерб Латвии тем, что организовал в Риге показ известного польского художественного фильма "Волынь". Положительно отозвался о референдуме по независимости Каталонии. Опубликовал статью под названием "Нет налогам без представительства!" – следователи не увидели в этом известного лозунга борцов за независимость США в XVIII веке.

Кое-что из обвинений все-таки имеет отношение к Латвии – например, призыв участвовать в разрешенном митинге протеста. Или участие в докладе Изборского клуба "Доктрина русского мира", где упоминается и Прибалтика. Смешно? Но еще в 2018 году Александр Владимирович отсидел в предварительном заключении по этому делу четыре месяца. А человеку на-днях исполняется 66 лет. И по этой статье полагается до восьми лет тюрьмы – больше, чем дали Синявскому.

А 25 февраля будут судить журналиста Юрия Алексеева – еще в 2017 году ему подбросили патроны. Потом спохватились, и через год возбудили новое дело по тем же статьям, что у Гапоненко, оно еще не рассматривалось. Юрий создал ненавистный властям публицистический портал "ИМХОклуб". Задержали всех обладателей паролей и в качестве меры пресечения запретили подозреваемым ими пользоваться. Теперь он базируется в Минске – по системе Синявского публикуемся за границей.

12 марта процесс над блогером Александром Филеем – он посмел радоваться годовщине присоединения Латвии к СССР. Это называется "Прославление воинских преступлений СССР", до пяти лет. 16 марта – снова суд над Гапоненко, но по другим его высказываниям от 2015 года.

А еще в 2018 году на две недели задержали журналиста Владимира Линдермана и на два дня – Илью Козырева. Дела никак не продвигаются, но статус подозреваемых сохраняется.

Вот вам и свобода слова – и все это только в одной Латвии. Интересная деталь из дела Даниэля: среди прочего его наказали за антиутопию "Говорит Москва". Сюжет такой: указом Верховного Совета СССР в один конкретный день гражданам страны, достигшим шестнадцати лет, разрешается убить любого другого гражданина СССР, тоже достигшего этого возраста.

Не буду пересказывать психологические переживания героев – перейдем к подведению итогов. Многое выглядит правдоподобно: в Нагорном Карабахе случилась армяно-азербайджанская резня, в Средней Азии убивали русских, на Украине составили списки, создали молодежные команды активистов – а все потенциальные жертвы сбежали.

Но вот в Прибалтике, по мнению автора, никого не убили. Но мы-то знаем: именно в Прибалтике дни открытых убийств состоялись реально.

В июне-июле 1941 года, только-только началась нацистская оккупация или еще до прихода немцев, откуда ни возьмись в Литве и Латвии появились многочисленные банды обмундированных и вооруженных полицаев с национальной символикой, которые принялись убивать евреев и советских активистов без видимого присутствия оккупантов.

Важно это вот почему. Юлий Даниэль – фронтовик, своими глазами наблюдавший ужасы войны. Он – еврей, который не мог быть равнодушен к трагедии своего народа. Но он еще и московский интеллигент, убежденный, что в цивилизованной Прибалтике все всегда происходит миролюбиво. К сожалению, это заблуждение либеральных россиян нам трудно преодолеть до сих пор.

Я (автор Александр Гильман – прим. Baltnews) часто сталкиваюсь с брезгливыми усмешками российских знакомых – ну как это ты можешь сотрудничать с российскими пропагандистскими СМИ... Так вот – это для вас они пропагандистские, а для нас – источник альтернативной информации. Потому что в Латвии о преследовании инакомыслящих почти нигде не пишут. Равно как и многих других проблемах русскоязычных латвийцев.

Да, существует газета "Сегодня" и пару сайтов. Но ни одно из этих СМИ по бедности не платит гонораров. Поэтому общественная дискуссия там невозможна: есть один штатный колумнист. Поспорить с ним можно, но даром.

Фактически публиковаться в российских СМИ, заточенных на работу с Прибалтикой, для нас единственный способ доводить свою точку зрения до соотечественников.

Мы сегодня оказываемся в том же положении, что в свое время Синявский и Даниэль. Они печатались за границей, потому что не могли публиковаться дома. А для любого пишущего человека важно, чтобы его труд был и прочитан, и оплачен.

На самом деле писать в СМИ геополитического противника своего государства – нормально. Любой человек старшего поколения помнит, как важно было слушать иностранные "голоса", чтобы понимать происходящее в стране, где нет свободы. Кого тогда смущало, что "Голос Америки", "Свобода", Би-Би-Си, "Немецкая волна" финансируются из бюджета стран НАТО?

Точно так же сейчас никого не должно возмущать сотрудничество журналистов Прибалтики с российскими СМИ. То, что было благотворно в эпоху холодной войны, прекрасно работает и ныне, во время гибридной. Сопоставляй информацию разных источников – приблизишься к истине.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.