В четверг, 12 марта, в зале Рижского окружного суда прошло заседание по делу члена правления Русского союза Латвии, организатора "Тотального диктанта" в Риге Александра Филея. В суде присутствовали многие правозащитники, в их числе и Александр Гапоненко, против которого также возбуждено уголовное дело по трем статьям.
Александр Гапоненко, присутствовавший на слушании по делу Филея, опубликовал статью, в которой подробно рассказал, как проходило судебное заседание и какую версию озвучило обвинение. Как отметил Гапоненко, Филея обвинили в публичном отрицании геноцида, совершенного в советское время против народа Латвии. Речь идет о депортации части населения, отобранной по классовому признаку.
Гапоненко пишет, что обвинения, вменяемые Филею, не обоснованы и соответствуют только той идеологии, которую продвигают политики Латвии внутри страны. Он назвал судебный процесс по делу Филея Средневековьем – тогда за инакомыслие нарекали прогрессивных людей "еретиками" и сжигали на кострах.
"Ни один суд в мире факт геноцида, совершенного в этот период в Латвии, не признал. Это один из символов веры официальной идеологии страны, который нельзя отрицать под угрозой уголовного наказания. Уголовщина нужна постольку, поскольку придворным историкам доказать факт геноцида не удалось", – подчеркнул он.
Дело против Филея возбуждено по заявлению журналистки Элиты Вейдемане и активиста партии "Новое Единство" Дмитрия Голубева. Во время слушания Вейдемане выступала в качестве свидетеля обвинения. По ее словам, Филей виновен в фальсификации истории и совершении преступления против человечности.
"Русские отобрали у моей семьи дом и хозяйство в 1940 году. Я знаю историю. Филей ее исказил. Он давал неправильную трактовку истории. Это ужасно! Я написала заявление в Полицию безопасности", – цитирует Гапоненко Вейдемане.
Другой свидетель обвинения Дмитрий Голубев заявил, что Филей отрицает оккупацию и геноцид, что и побудило его написать заявление в Службу госбезопасности (СГБ). Гапоненко отмечает, что Голубев путался в показаниях и не мог логично изложить мотивы своих действий.
"Голубев подписал донос, который сочинили сами спецслужбы, но в силу недостаточного интеллектуального развития повторить его содержание на процессе не мог. Прокурор пытался вытащить из свидетеля факты, подсказывал, что ему надо сказать, но добиться ничего не смог".
Присутствующему на заседании эксперту, ученому-историку не дали слова, поскольку оригинал отзыва был написан на русском языке, а на латышском была представлена копия. По словам Гапоненко, очевидно, что статья, за которую судят Филея, не содержит никаких фальсификаций:
"Это качественная публицистика на историческую тему. Все факты приведены точно. Оценок, призывов к повторению революции, восстановлению советского строя нет".
Гапоненко считает, что Александра Филея привлекли к уголовной ответственности с целью подавить русскую интеллигенцию Латвии. Дело Филея – третье в череде судебных процессов: до этого судили Гапоненко, затем журналиста Юрия Алексеева.
"Мое мнение, что Александра Филея привлекли к уголовной ответственности за то, что вот уже несколько лет успешно организует в Латвии "Тотальный диктант" и привлек к участию в нем тысячи людей. Как тут будешь проводить ассимиляцию русских, если они собираются и учатся родному языку раз в год, да еще по воскресеньям? И это на фоне закрытия русских школ и детских садов! Это же ересь, за которую надо наказывать, не проливая крови, то есть в процессе аутодафе".
Напомним, что ранее Филей написал в соцсети поздравление с 79-й годовщиной ввода Красной армии на территорию Латвии. Это и послужило основанием для обвинения. В СГБ считают, что Филей неверно интерпретировал исторические события.
Уголовный процесс начат по статье 74.1 Уголовного закона "О действиях, публично прославляющих, отрицающих, оправдывающих военные преступления СССР против Латвии и ее жителей". Статья предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет, принудительные работы или денежный штраф.