Конституционный суд Латвии принял окончательное решение по иску от партии "Согласие" и признал, что перевод обучения в частных вузах исключительно на государственный язык противоречит основному закону страны. Окончательный вердикт по делу был вынесен в четверг, 11 июня. Тем не менее принятое решение еще не значит, что в частных вузах появятся программы обучения на русском языке.
Нарушающая латвийскую конституцию норма будет работать до 21 мая 2021 года, пока правительство не подготовит новые правила регулирования для вузов с учетом признанных решений.
Подробнее Baltnews обсудил эту тему с латвийским юристом, депутатом Сейма Латвии с 1998 по 2010 год Юрием Соколовским. Подводных камней в этом деле предостаточно, а решение КС было принято очень своевременно и оперативно, чтобы не привлекать лишнего внимания со стороны Венецианской комиссии:
"Надо посмотреть контекст, они там достаточно быстро приняли это решение. У них есть одна причина, которую никто не рекламирует. Изменения в законе об образовании сейчас находятся на рассмотрении Венецианской комиссии Совета Европы, которая состоит из обычно бывших и действующих судей Конституционных судов из разных стран Совета Европы. И там как раз будут рассматриваться вот эти поправки к закону об образовании, в том числе к закону о высшем образовании в Латвии. Поэтому Конституционный суд очень спешил".
Соколовский отметил, что представители Венецианской комиссии нанесли визит в Латвию, в ходе которого встречались и с президентом Эгилсом Левитсом, и с председателем КС Латвии Инетой Зиемеле, которая очень хорошо осведомлена о том, "что в Венецианской комиссии не оценят".
"Судья Инете Зиемеле – достаточно опытный боец, она во всех этих народных институциях была. Она представляет, что особенно Венецианской комиссии может не понравиться ограничение на язык обучения в частных вузах. Поэтому они быстренько так подсуетились".
Если бы в планы Латвии не вмешалась Венецианская комиссия со своей оценкой событий, то в КС вопросом о законности принятого решения по высшему образованию так бы и не озаботились. Тем не менее решение надо было принять такое, которое устраивало бы всех.
"Вот эта норма остается в силе до 1 мая 2021 года – это еще фактически год, а те же самые частные вузы все планируют, то есть ни этом году, ни в следующем они этого не смогут сделать (вернуть русскоязычные программы – прим. Baltnews)".
Главная проблема заключается в том, что непонятно, как будут развиваться события, так как перспективы получить разрешение преподавать на русском языке в вузах довольно туманны:
"Государство должно сделать некоторую оценку качеству образования этого конкретного учебного заведения, которая позволила бы преподавать на иностранных языках. Что они имели в виду – это загадка природы. Потому что есть уже сейчас аккредитация, которая определяет качество образования. Они говорят: да, есть такая аккредитация, где государство оценивает в целом. Однако они предлагают, что до того момента, когда отмена этой нормы вступила в силу, парламент должен принять некоторое решение, чтобы проводилась еще одна проверка не просто на качество образования, а на качество образования, которое позволит преподавать на других языках".
"Чем отличается проверка качества и то качество, которое дает право давать программы на иностранных языках, в частности, на русском, потому что на английском он выведен за скобки? Мое предположение, что это, скорее всего, будет та же какая-то запретительная вещь, только больше через административную регуляцию", – считает юрист.
Это решение можно расценивать как манипуляцию по-макиавеллиански, чтобы избежать позора – не слишком большого, но в юридических кругах ощутимого, который демонстрирует непрофессионализм юристов и правящих политиков.
"Мы не запрещаем, но у нас будет некая система, которой сейчас нет. И там через год что-то будет принято, четких критериев не дается, как оценивать, что это будет. Возможно, будет так, что кто-то запросит проверку. А если запросит, то "мы вас так проверим, что не будет вообще никакой аккредитации".
Норма, обязывающая частные вузы обучать студентов только на государственном языке, была разработана по инициативе Министерства образования и науки Латвии. В качестве исключения допускалось использование "других официальных языков ЕС" в объеме до 20% от общего учебного процесса. Конституционный суд отвел Сейму время на пересмотр языковых ограничений до 1 мая 2021 года.
В Латвии проживают около 2 миллионов человек, 40% из них – русскоязычные. В республике один государственный язык – латышский. Русский имеет статус иностранного.