19 июня Венецианская комиссия Совета Европы (ВК) опубликовала свое мнение о латвийской реформе образования. В отчете сказано, что увеличение пропорции использования латышского в программах образования нацменьшинств с целью улучшения владения языком само по себе является законной целью, а увеличение языковых пропорций не выглядит неадекватным.
Тем не менее реформа может достичь своей цели только при наличии соответствующих методик, учебных пособий и учителей, владеющих латышским, сообщила Венецианская комиссия по итогам анализа латвийского законодательства.
Также в отчете ВК говорится, что власти должны разрешить частным школам предоставлять образование на языках меньшинств, а программы детских садов также должны быть пересмотрены. Комиссия напоминает, что обязанностью Латвии является обеспечение принадлежащих к меньшинствам людям права сохранять и развивать их язык и их этническую и культурную идентичность.
Несмотря на это, Министерство иностранных дел Латвии 19 июня опубликовало на своем портале сообщение с заголовком "Венецианская комиссия Совета Европы позитивно оценивает реформу образования".
Можно ли называть заключение комиссии "позитивной оценкой"?
Пресс-секретарь ВК Эстель Штайнер, отвечая на этот вопрос, сделала отсылку к 120 пункту заключения Комиссии.
"Даже с учетом того, что общая направленность недавних поправок не является причиной для озабоченности, некоторые изменения тем не менее вызывают критику, поскольку не обеспечивают справедливого баланса между защитой прав меньшинств и их языков и продвижением государственного языка", – цитирует ее LSM.
Двое латвийских экспертов также отметили, что выводы ВК нельзя трактовать как позитивную оценку латвийской реформы образования. Так, спикер Сейма в 1995–1996 годах, профессор и завкафедрой политологии Университета им. Страдиня Илга Крейтусе подчеркнула, что "воспринимать этот документ как прославление Министерства образования – это все равно, что не видеть в зеркале реальное отражение".
"Там [в отчете ВК] говорится о позитивной динамике, но в то же время оставлен вопрос, как вы это будете реализовывать. И реализация там точно не прославляется. Там точно не сказано, что все делается правильно", – отметила она.
Руководитель Латвийского центра по правам человека Анхелита Каменска также считает, что мнение Комиссии нельзя трактовать однозначно – только со знаком плюс или только со знаком минус. Она сказала, что ВК критична к поправкам к законам, касающихся дошкольного уровня и частных школ, и призывает восстановить билингвальный подход на этапе дошкольного образования, а для частных школ – отменить требования языковых пропорций и образования на госязыке. При этом ВК ставит акцент на контроле качества образования.
"Важно, что ВК рекомендует четко оговорить в законе существование государственных школ, которые предлагают программы образования нацменьшинств, если на это есть достаточный спрос (пункт № 90 заключения)", – подчеркнула Каменска.
Что ответил МИД Латвии?
Несмотря ни на что МИД Латвии продолжает настаивать, что оценка Венецианской комиссии в целом "положительная". В подтверждение своих слов министерство приводит неполные цитаты заключения ВК, где опускает критику.
Например, МИД Латвии цитирует пункт 120 заключения: "Даже при том, что общее направление недавних поправок с учетом настоящего мнения не является поводом для беспокойства…" А окончание этого предложения, где говорится: "Некоторые изменения тем не менее вызывают критику, поскольку не обеспечивают справедливого баланса между защитой прав меньшинств и их языков и продвижением государственного языка" – чиновники не приводят.
Также МИД подчеркивает: положения отчета носят лишь рекомендательный характер, поэтому мнение ВК для министерства юридически ни к чему не обязывает.