В Латвии украли советский военный мемориал. Власти делают вид, что ничего не произошло

Памятник-пушка в парке по улице Ригас, установленный на братской могиле в Екабпилсе

Виктор Петровский

Тема: Война с памятниками

В латвийском городе Екабпилсе с захоронения советским солдатам пропала пушка. Серьезное преступление. Но власти страны молчат.

В конце февраля небольшой латвийский город Екабпилс попал на ленты международных информационных агентств. Ночью с захоронения советским войнам исчезла пушка, дело получило политический окраc, полиция начала уголовный процесс.

Пошли дальше, чем обычно

В самой истории с похищением пушки с мемориала советским войнам, как это ни печально, нет ничего удивительного – акты вандализма в отношении советских памятников и мест захоронений случаются в республике если не постоянно, то регулярно.

Справедливости ради отметим, что эти дела обычно расследуются, полиция не обращает внимания на политическую составляющую, а занимается подобными преступлениями в предусмотренном процедурой порядке.

С другой стороны – в этом деле есть уникальные элементы. До этого "противники всего советского" обычно старались испортить памятники или захоронения – разрисовать их из баллончика, например, или каким-то образом повредить. Были случаи и помасштабнее – так, например, ночью в Риге неизвестные вывезли памятник, точнее, мемориальную плиту героям-подводникам. Она была установлен в рижском районе Болдерая.

С пушкой история куда масштабнее – в легковушку артиллерийское орудие не спрячешь, а значит нужна спецтехника. Кстати, что-то похожее, накрытое брезентом, попало на камеру видеонаблюдения, установленную на одной из дорог в Екабпилсе.

Мужчина и женщина у разрушенного памятника-пушки в парке по улице Ригас, установленного на братской могиле в Екабпилсе, 24 февраля 2021
© Sputnik
Мужчина и женщина у разрушенного памятника-пушки в парке по улице Ригас, установленного на братской могиле в Екабпилсе, 24 февраля 2021

Алиби

Косвенно в совершении этого преступления сознался член правления Екабпилсского Латышского общества Гундарс Калве. В интервью телеканалу LTV он заявил: "Этот памятник никто и никогда больше не увидит".

Калве признается, что 30 лет он и его соратники добивались от местной думы сноса мемориала – но получали отказ.

"Наконец случилось то, на что мы в своих умах 30 лет надеялись. К сожалению, местная власть со своими решениями, своим сотрудничеством в Риге, в министерствах и посольствах не смогла этого сделать. Хорошо, что это случилось", – сказал Калве. Отвечая на вопрос журналистов, есть ли у него информация о том, где находится пушка или он просто предполагает, член правления Екабпилского латышского общества ответил дипломатично.

"Будем считать, что то, что я говорю, – обоснованно и неопровержимо", – и, чтобы снять с себя подозрения, подчеркнул: "Той ночью я спал. Комментариев не будет".

Уголовный процесс по этому делу возбудили в Латвии и России. Местные полицейские уже посетили хутор Калве, но пушки там не нашли.

"Заведено уголовное дело в соответствии с разделом 18-м Уголовного закона – о нанесении ущерба имуществу, проверяются все версии", – прокомментировала ситуацию представитель Земгальского отделения Госполиции Даце Калниня.

Параллельно с этим Следственный комитет (СК) Российской Федерации возбудил уголовное дело по факту повреждения воинского захоронения. "Используя специальную технику, они демонтировали с постамента установленное 76-мм орудие. Следствие полагает, что мотивом преступления явилось негативное отношение злоумышленников к деятельности СССР в годы Второй мировой войны и желание продемонстрировать своими циничными действиями пренебрежение общей памятью и историей борьбы советского народа с фашизмом", – говорится в сообщении на сайте СК. МИД Латвии, кстати, отреагировал на это негативно, заявив, что возбуждение уголовного дела в России – это вмешательство во внутренние дела Латвии.

Но в этой истории, конечно, показательно другое. Отсутствие реакции должностных лиц на достаточно серьезное преступление. Ни премьер, ни президент, ни даже политики рангом пониже не отреагировали на акт вандализма. Можно, конечно, объяснить это тем, что дело не столь значимое – пусть полиция расследует, а там посмотрим.

Но мы знаем, какой резонанс вызывают акты вандализма в отношении, скажем так, "правильных памятников". По сути, отсутствие реакции первых лиц – это немое поощрение подобных действий.

Возможно, и похитители это понимали: в глазах определенной части общества и даже элиты они не вандалы, а герои. И печально, что с каждым годом борьба с определенными памятниками в Латвии становится все жестче, а реакция все мягче. Если, конечно, она вообще есть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме