Трубы для российского газопровода "Северный поток–2", складированные в порту Муркан на острове Рюген, олицетворяют собой серьезный геополитический конфликт, разрешение которого повлияет на газ, деньги и повиновение. Трубопровод символизирует разногласия между Вашингтоном и Москвой, а также между разными странами Евросоюза. Кроме того, здесь замешан даже Китай, которому эти разногласия выгодны, пишет Der Tagesspiegel.
Авторы статьи указывают, что "Северный поток–2" позволит России нарастить поставки в Германию вдвое. В декабре прошлого года, когда ветки газопровода протяженностью около 1200 км были почти достроены, США пригрозили санкциями всем сторонам, принимающим участие в российском проекте.
После этого швейцарская компания Allseas остановила работу, и предоставленные ей оборудованные корабли для укладки трубопровода покинули Балтийское море. В июне этого года США пригрозили ужесточением санкций, приняв в Конгрессе акт "Об уточнении закона о защите энергетической безопасности Европы". Под ударом оказалось множество задействованных в работе над проектом фирм, под угрозой также большое количество рабочих мест на госпредприятиях.
Вводя экстерриториальные санкции, США оправдывают свою политику тем, что "СП–2" якобы представляет "серьезную угрозу национальной безопасности Америки". Власти Штатов опасаются, что Европа станет чрезмерно зависимой от России, а это, по их мнению, приведет к смещению геополитического расклада сил в пользу Москвы.
Однако издание отмечает, что этот аргумент неубедителен. В странах ЕС модернизированная инфраструктура, что позволяет им в случае необходимости качать газ из множества источников. Например, Норвегия была и остается важным поставщиком. Таким образом, говорить о чрезмерной зависимости от российского газа не приходится.
Европа может обеспечить себя сама
В странах Евросоюза есть больше 20 терминалов, которые в настоящий момент загружены сжиженным природным газом (СПГ) менее чем на треть. Для любой страны ЕС возможность получения СПГ без долгосрочных контрактов – гарантия ее жизнеобеспечения, пишет немецкая газета.
"Поэтому за угрозами США не беспокойство о растущей зависимости Европы от России, а исключительно корыстный интерес, так как США рассматривают Старый Свет в качестве рынка сбыта своего СПГ", – пишет Der Tagesspiegel.
Страны ЕС до сих пор не могут дать единый ответ на вмешательство Вашингтона в их энергетический суверенитет. Так, Германия, Испания и Бельгия поддерживают российский проект. Польша, страны Балтии и Северной Европы выступают против.
Чего опасаются восточноевропейские страны?
Правительства восточноевропейских стран считают, что "СП–2", несмотря на договоренности об обратном, приведет к остановке транзита газа через Украину, что обернулось бы для Киева огромными финансовыми потерями.
При чем здесь Китай?
Сложившийся внутренний раскол Евросоюза выгоден Китаю, который настойчиво предлагает странам Центральной Европы эксклюзивные партнерства. Активность Пекина говорит о том, что США и Китай борются за первенство в международных экономических отношениях.
Какой шанс есть у Европы?
Евросоюз должен определить, насколько активно его члены заинтересованы в сотрудничестве с Китаем и США. Лавирование между двумя сторонами может оказаться дорогим удовольствием, пишет немецкое издание.
Поэтому Европе необходимо выработать единую стратегию в контексте "Северного потока–2". Угроза американских санкций в таком случае может даже пойти ее странам на пользу, так как Еврокомиссия уже размышляет о контрсанкциях.
"Шанс для Европы заключается в том, что спор из-за газопровода можно рассматривать как идеальный "полигон" для единой Европы. Поэтому черные трубы в порту Мукрана необходимо как можно скорее уложить на дно моря, и это станет символом вновь обретенной способности Европы играть более важную роль на мировой арене, нежели роль статиста", – заключает газета.