Холокост в Прибалтике. Насколько нацисты были жестоки к евреям республик

Цветы у Мемориала жертвам еврейского гетто на проспекте Вячеслава Черновола во Львове в Международный день памяти жертв Холокоста
© Sputnik / Стрингер

Расправы над евреями в Прибалтике начались еще до прихода немецких нацистов. С началом оккупации уничтожение еврейского населения было поставлено на поток.

Израильский историк Арон Шнеер во время совместного стрима Baltnews и IMHOtube рассказал, как проходил холокост в Прибалтике и насколько эта проблема осталась неизученной.

"Именно на территориях Прибалтики и Западной Украины процент местных жителей, которые принимали участие в уничтожении евреев, был наиболее высоким. Хочу подчеркнуть, что не каждый полицейский, который носил форму солдата Вермахта (вооруженных сил нацистской Германии – прим. Baltnews), был убит. Хотя любой человек, который так или иначе сотрудничал с нацистами, способствовал режиму убийц", – отметил он.

В целом, по его словам, неизвестно точное число людей, которые участвовали в карательных акциях.

Как отметил историк, солдат в форме Красной армии – это солдат-освободитель и победитель, который достоин уважения и памяти.

"Любые попытки умалить его роль и очернить Советский Союз как страну, разгромившую фашизм, – это нападки и оскорбления", – подчеркнул Шнеер.

До оккупации в латышской дивизии легионеров Ваффен СС была и масса добровольцев в первой национальной части Красной армии, отметил ученый. Он привел данные, исходя из которых, в литовской дивизии насчитывалось примерно 30% еврейского состава, в латвийской – 17%. Основная масса последних полегла в боях 1941–1942 годов за Москву в декабрьском наступлении.

"Численность того или иного полицейского формирования зависела от национального состава какого-либо региона, – сказал Шнеер. – Так, например, в Латгалии или Резекне была представлена вся многонациональная группа данных областей: русские, поляки и преобладающая часть латышей. В Литве, соответственно, преобладали литовцы, в Эстонии – также мононациональная численность".

С его точки зрения, то, что происходило на оккупированных территориях, нужно изучать не только историкам, но и этнопсихологам.

"Я четко выделил степень жестокости и садизма в том или ином регионе. Если посмотреть территорию с севера к югу по оккупированным территориям Советского Союза, то можно выделить разные моменты", – добавил историк.

Так, в Эстонии, например, происходили так называемые убийства без ненависти: евреев собирали по спискам, арестовывали. Затем отдавали приказ их расстрелять. Около 900 эстонских евреев были убиты. В стране не было погромов, сожжения синагог, повешения людей, изнасилований.

Согласно исследованию Шнеера, в Латвии также не было погромов. Однако известны случаи сожжения синагог в Риге, взрывов квартир, грабежей, расстрелов еще до создания гетто.

"В Литве – другая картина, все меняется: зверские, садистские убийства и преступления, издевательства. Отрезание пальцев, рук и ног, отрубание голов, расчленение, сожжение заживо, повешения – вот, что преобладало", – сказал он.

Белоруссия, по его словам, была как "белое пятно". Были и пособники (участники преступлений), организовывались антипартизанские акции. В западных районах страны, где было и польское население, совершались убийства. "В Киеве заживо закапывали людей, но об этом не хотят говорить, а в документах это написано", – подытожил историк.

Ссылки по теме