Язык до тюрьмы доведет: чем может закончиться борьба с вымыслом в Латвии

Следственный изолятор
РИА Новости

Виктор Петровский

Минюст Латвии предложил новые правки в УК страны, согласно которым за распространение ложной информации виновных будут наказывать лишением свободы. Есть опасение, что из-за них за решетку попадет том числе политические оппоненты.

Министерство юстиции предлагает дополнить Уголовный кодекс новой статьей "Распространение ложных новостей и вымысла".
Согласно доступным данным, первая часть предложения предусматривает, что за серьезное нарушение общественного порядка при помощи распространения заведомо ложных сведений или вымысла в ущерб спокойствию лиц, учреждений, предприятий или организаций виновного нужно наказать лишением свободы на срок до трех лет или кратковременным лишением свободы, или общественными работами, или штрафом, или пробационным надзором на срок до трех лет.

В том случае, если это правонарушение имело тяжкие последствия, в качестве наказания может быть назначено лишение свободы на срок до пяти лет, кратковременное лишение свободы, общественные работы или штраф.

В случае совершения правонарушения с использованием автоматизированной системы обработки данных или причинения значительного вреда виновного предлагают наказывать лишением свободы на срок до четырех лет, временным лишением свободы, привлечением к общественным работам, либо штрафом или пробационным надзором.

А теперь давайте подумаем, сколько возможностей для интерпретации дает слово "вымысел".

В 1938 году в США прозвучала радиопостановка романа Герберта Уэллса "Война миров". По сюжету этого фантастического произведения на Землю напали инопланетяне.

Радиоспектакль оказался настолько реалистичным, что более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение и ударились в панику. Если верить Википедии, постановку слушали около шести миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла ее за настоящие новостные репортажи.

Многие или не слышали начало программы с предупреждением о вымышленности событий (в это время часть аудитории переключила волну на станции, где шли новости начала часа), либо забыли про нее после начала концерта.

Целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов либо спешно собирали вещи, чтобы уехать на Запад, многие требовали, чтобы вооруженные силы страны покончили с пришельцами или раздали оружие всем желающим; были случаи, когда в полицейские участки приходили отряды вооруженных местных жителей, готовых оказать помощь в защите страны от вторжения.

Телефоны в тот вечер были перегружены в пять раз, пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Нью-йоркская полиция только за четверть часа получила более двух тысяч вызовов.

Это наглядный пример того, как вымысел может влиять на реальных людей. С другой стороны, некоторые исследователи, считают, что эта история была раздута СМИ, а реальность оказалась не такой уж драматичной. Кто-то, конечно, поверил в нападение пришельцев, но массовой паники это не вызвало.

Проблема в том, что латвийский Минюст, накладывая столь суровую ответственность за "вымысел", создает довольно опасный прецедент: скажем, если писатель в своей книге иронизирует над существующей политической системой в стране, используя художественные образы, или журналист играет с метафорами. Например, если сравнить кабмин с Левиафаном – не станет ли это причиной для возбуждения уголовного дела?

Фейки, с которыми планирует бороться Минюст, тоже явление очень неодназначное. Есть, конечно, фальшивки, но часть из них может находиться в "теневой зоне": не всегда ясно, что правда, а что вымысел.

И здесь, конечно, поле для работы экспертов, но наказывать простых людей за то, что они, например, делятся какой-то информацией, услышанной на кухне, – это перебор.

Запугать людей можно, но это приведет к самоцензуре и недовольству, которое просто будет накапливаться. В Латвии причин для недовольства и так слишком много.

Пугает и то, что под уголовную статью, судя по всему, можно будет подвести и критику власти. Любой неугодный комментарий, получается, при желании можно будет признать вымыслом, а его автора отправить в тюрьму или на принудительные работы.

Проще говоря, пока эта инициатива смотрится очень недружелюбно, но лучше ее все-таки критике не подвергать. На всякий случай.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме