Президент Латвии Эгилс Левитс заявил во всеуслышание, что общенациональный референдум 2012 года о предоставлении русскому языку статуса второго государственного в Латвии стал "конституционным потрясением". Таким мнением Левитс поделился на открытии дискуссии "Поворотный момент: десять лет со дня референдума о языке", организованной канцелярией главы государства.
Однако законность референдума была доказана в свое время латвийскими юристами, а его проведение одобрено высшим руководством Латвии. В свою очередь нынешний латвийский лидер следует фашистской модели общества, продвигая идею "высшей расы", рассказал в беседе с Baltnews один из организаторов референдума, латвийский правозащитник Александр Гапоненко.
"Этот референдум был проведен абсолютно законно в соответствии с Конституцией Латвии и другими законодательными актами. В начале была попытка со стороны руководства страны отвергнуть этот референдум, сказать, что он незаконный. Но потом юристы объяснили латвийскому руководству, что в соответствие с существующими законами и конституцией, латвийский народ имеет право на проведение такого референдума", – пояснил Гапоненко.
Как рассказал правозащитник, референдум был зарегистрирован в избирательной комиссии, получил подтверждение и право на проведение. По результатам референдума все русскоязычное правоспособное население Латвии – около 300 тысяч человек – проголосовало за предоставление русскому языку статуса государственного. Еще 200 тысяч русских неграждан, которые лишены права голоса в Латвии, косвенно высказали свою поддержку проведению этого референдума.
Таким образом, вся русская община Латвии заявила о том, что она требует сохранить свою идентичность, желает говорить на русском, и чтобы дети могли обучаться на своем родном языке.
"Этот референдум прошел, и был сознательно замотан правящей элитой Латвии, его результаты не приняли во внимание. Однако во всех демократических странах такого рода референдумы учитываются правящей элитой. У русских никогда не было возможности победить на этом референдуме потому, что русских меньше, чем латышей. Учитывая то, что более 40% русских были негражданами, они тем более не могли победить", – пояснил Гапоненко.
"Организаторы референдума, я в том числе, исходили из того, что победить нельзя. Но мы должны были юридически грамотно продемонстрировать, что мы не хотим ассимилироваться, а хотим сохранить свое право на этнический суверенитет, право говорить на родном языке, учить ему детей. Это было проведено, – добавил он.
По истечению 10 лет латвийская правящая элита пытается исказить результаты референдума, называет его незаконным. Интересно, почему референдум не был остановлен тогда, ведь была такая возможность. В частности, Национальное объединение призывало к этому. Однако правящая элита Латвии признала законность референдума и позволила ему состояться.
"Правящая элита Латвии в целом сказала: референдум законный, мы будем в нем участвовать. И она [правящая элита] победила, потому что их было большинство. Но в демократических странах большинство не может абсолютно навязывать свою волю меньшинству. Существуют определенные нормы, которые запрещают это делать. Например, в конституции Латвии прописано, что сувереном государства является латвийский народ, не латышский. Так, в суверенитете Латвии занимают место русские, украинцы, белорусы, евреи Латвии. В соответствии с этим проводился референдум", – отметил собеседник Baltnews.
Высказывание Левитса относительно референдума – еще одна попытка застолбить позиции в развязанной Западом войне с Россией и русскими, используя при этом установки фашизма и идею "расового превосходства".
"То, что сейчас делается – это попытка подстроится под войну, которую развязал Запад против русских, против России. Попытка в этой войне свои какие-то позиции застолбить. Эти позиции, если их рассматривать с исторической точки зрения, фашистской модели общества. Модели, где существует высшая раса и низшие расы. Левитс и его приближенные пытаются защитить право, как они считают высшей расы, чтобы господствовать над низшей расой, к которой они относят русских, белорусов, украинцев, евреев и других инородцев, которые проживают в Латвии", – подвел итог Александр Гапоненко.