Эгилс Левитс – президент с самым низким уровнем в истории Латвии. Он пытается играть на национальных чувствах определенной группы электората, но популярности это ему не приносит. В период пандемии, экономических и геополитических потрясений президент, кажется, занят одним – ищет, где бы еще побороться с русским языком.
Он предлагает ограничить его в частном секторе, не спрашивать при приеме на работу, однажды проговорился, что русские не должны думать на русском. Сейчас же глава государства решил поднять вопрос о русском как втором иностранном языке в школах – мол, это не правильно, дети должны изучать один из языков ЕС.
Сейчас многие школьники Латвии для изучения в качестве второго иностранного выбирают именно русский, а не какой-нибудь другой официальный язык Евросоюза. Первым иностранным в школах преподают английский язык.
"Латвия находится в Евросоюзе, мы принадлежим к европейскому культурному пространству, и ценности ЕС – это наши ценности. Это должно быть отражено в учебной программе", – сказал президент Латвии.
Министр образования Анита Муйжниеце поддержала предложение президента, отметив, что проблема заключается в нехватке учителей, которые могли бы преподавать языки ЕС.
Стандартный прием
Кстати, таким же способом он боролся с русским на ТВ – мол, жители Латвии должны смотреть телеканалы либо на латышском, либо на одном из языков Евросоюза. При этом в стране огромное количество людей, которые понимают румынский или болгарский – рейтинги телеканалов на этих безусловно прекрасных языках будут просто зашкаливать.
Для Левитса тема языка единственная понятная. Он рассчитывает на эмоции – знай только выпускай заявления и собирай сливки. Проблема в том, что заявления есть, а сливок нет.
Эта тема давно уже потеряла свою актуальность. От Левитса ждут не борьбы с языком, а решения конкретных проблем в стране, которые бьют по всему населению – вне зависимости от языка, на котором люди говорят в своих семьях.
Экс-депутат Европарламента, со-председатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов дал жесткую оценку инициативе президента Латвии.
"Речь пока идет о латышских школах, где русский до сих пор часто изучается как второй иностранный. Для этого есть множество причин – и наличие учителей, и традиция старших поколений, и практическая польза от владения русским языком. Надо сказать, что, в отличие от советского времени, сейчас русский язык в латышских школах преподают недостаточно интенсивно для овладения языком. В большинстве случаев по окончанию школы молодые люди могут лишь читать текст и знают несколько десятков слов", – сказал Митрофанов.
По его словам, сейчас инициатива выдавливания русского языка из образования касается латышских школ, но это не значит, что на следующем этапе тот же подход не будет применен к бывшим русским школам, где язык до сих пор изучается на уровне, промежуточном между родным и иностранным.
"Господин Левитс для обоснования своих русофобских инициатив использует аргументацию и, отчасти, лексику, которую активно использовала оккупационная администрация в Латвии в 1941–1944 годах. В тот период нацисты в газетах, издаваемых для местного населения, постоянно писали об "ордах азиатов, против которых воюет объединенная Европа под руководством Германии". То есть спустя 70 лет Левитс возродил пропагандистские приемы германских нацистов, оправдывавших войну против русских при помощи аргумента о "неевропейском" характере русской культуры", – сказал Митрофанов.
По его словам, раньше казалось немыслимым, что президент государства может позволить себе подобные заявления. "Еще в 90-е годы нельзя было помыслить, что президент какой-то страны будет обосновывать гонения на культуру 40% жителей своей страны аргументом о "неевропейскости" этой культуры", – считает политик.
Стрельба себе по ногам
Тему продолжил депутат Рижской думы от "Согласия" Константин Чекушин.
"Эгилс Левитс вызвал министра образования на ковер и, кажется, снова выпустил новый мем. "Вторым иностранным языком должен быть какой-нибудь из официальных языков ЕС". В этом случае новое – это хорошо забытое старое. Это программу мы уже видели и слышали 100 раз. Но вот так искусственно отказаться от изучения языка – сильный ход. То, что это выстрел себе в ногу, – не заботит ни президента, ни национальное объединение. Да и их партнеров по коалиции, судя по всему, тоже", – написал Чекушин на своей странице в Facebook.
Он считает, что президент в первую очередь навредит латышскоговорящей молодежи.
"А последствия такой политики очень простые. Через пару лет латышскоговорящие дети станут менее конкурентными на рынке труда. Потому что можно сколько угодно фыркать и демонстрировать гордость, но международных компаний, где требуется знание языков, включая русский, в нашей стране хоть отбавляй. Кого в них скорее возьмут? Вот и вся история", – уверен депутат.
Но какая разница, что будет дальше. Для президента, похоже, это не имеет никакого значения. К тому же скоро ему переизбираться, а Левитс рассчитывает на голоса депутатов от Национального объединения, которые, собственно, обеспечили ему и первый президентский срок.
В этом смысле самый непопулярный в истории президент Латвии смотрит прагматично: хочешь получить поддержку Нацблока – борись с русским языком. Что он и пытается делать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.