По словам евродепутата, экс-мэра Риги Нила Ушакова, его "поддержка" антироссийских резолюций в Европарламенте – это "одна из городских легенд":
"Если мы проголосовали за то, что мы осуждаем сталинский режим, преступления сталинского режима, пакт Молотова – Риббентропа, ну… Пакт Молотова – Риббентропа, действительно, достоин того, чтобы о нем высказываться критично. Если мы говорим про сталинский режим, тогда да", – отметил он в разговоре с Baltnews.
Это не является критикой России, уверен Ушаков:
"Если говорить об исторической памяти, то благодаря социалистам и демократам в резолюции, которая очень непростая, были включены слова про неонацизм, неофашизм, все правые радикальные силы".
В Латвии резолюцию пока нарушил только министр обороны Артис Пабрикс своим высказыванием о том, что латышские легионеры Ваффен СС – национальные герои республики, подчеркнул европарламентарий.
"При этом ни в одном месте, я не знаю, что нужно употреблять, чтобы найти в ней [резолюции] ссылку на снос Памятника освободителям Риги. Ребята, или пейте меньше, или закусывайте лучше", – заявил Ушаков.
"Опять же. Мы путаем или нас заставляют путать, и все это получается вместе две абсолютно разные вещи. Одна вещь – это преступный режим. Преступный режим нацистский и преступный режим Сталина. К началу войны в 1941, когда мы говорим о Великой Отечественной, уже прошел весь цикл репрессий 1937–1938 годов. О чем вообще [речь]? Но когда мы в том или ином виде говорим, что сталинский режим преступный, это не значит, что кому-то может прийти в голову умалять подвиг рядового солдата, который воевал с нацистским режимом, который освобождал концлагеря, который освобождал города. Они не имеют к этому отношения", – добавил он.
Напомним, Европарламент 19 сентября принял резолюцию "О важности европейской исторической памяти для будущего Европы". В тексте отмечалось, что Вторая мировая война была результатом "нацистско-советского договора о ненападении от 23 августа 1939 года, также известного как пакт Молотова – Риббентропа, и его секретных протоколов, посредством чего два тоталитарных режима, объединенных целью захвата мира, разделили Европу на две зоны влияния". В резолюции содержится 31 упоминание Советского Союза, коммунизма и сталинизма и всего лишь 19 ссылок на нацизм и нацистскую Германию. В документе подчеркивается "необходимость повышения осведомленности о преступлениях коммунизма".
В МИД РФ осудили эту резолюцию, назвав ее "набором ревизионистских утверждений". По словам официального представителя внешнеполитического ведомства Марии Захаровой, Европарламент возмутительно поставил знак равенства между нацистской Германией – страной-агрессором, и Советским Союзом, чей народ освободил Европу от фашизма ценой огромных жертв.
Однако Ушаков, помимо этой резолюции, голосовал также и за ужесточение санкций против России. Свои действия он объяснил так:
"Эти резолюции не о том, как их пытаются трактовать, с одной стороны. С другой стороны, о чем мы говорили ранее – позиция страны, позиция избирателей, позиция фракция. Это тот компромисс, который ты должен постоянно искать. В сложных случаях мы исключали своих товарищей за нарушение дисциплины фракции. Мы ищем в данной ситуации компромисс между позицией фракции, интересами наших избирателей и, таким образом, работаем".
В странах Балтии политики постоянно говорят о борьбе с последствиями "советской оккупации" и требуют возмещения "ущерба". Россия подчеркивала, что у балтийских республик нет правовых оснований что-либо требовать.
Москва неоднократно заявляла, что присоединение Прибалтики к СССР в 1940 году не противоречило ни одному пункту международного права того времени. Между странами не было военного конфликта, а местные власти не препятствовали советским войскам войти на территории республик и выражали очевидное согласие. Кроме того, на протяжении советского периода на территории Литвы, Латвии и Эстонии действовали национальные органы власти.