Сюжет 5: Who was Mr Ramanauskas?
Ну, давайте теперь изучим суть конфликта – был ли Адольфас Раманаускас-Ванагас (А. Р.-В.) героическим партизаном, боровшимся за свободу Литвы, банальным бандитом, немецким агентом или кем-то иным. Оговорюсь – на основе исключительно тех материалов, которые имеют отношение к делу и которые удалось собрать. В данном случае я выступаю, как пытливый читатель, попробовавший разобраться в этом нагромождении фактов, вымыслов и недомолвок самостоятельно.
Начнем с того, что Раманаускас-Ванагас – это не двойная фамилия. "Ванагас" – "ястреб" с литовского, кличка. Из приговора 1957 года: "Подсудимый Раманаускас пользовался кличкой "Ванагас". Упорно называя его "Раманаускас-Ванагас", литовский суд следует традиции написания "Ульянов-Ленин".
"Политкорректор": дело Титова – часть I >>>
"Политкорректор": дело Титова – часть II >>>
Из приговора коллегии по уголовным делам Верховного суда Литовской ССР от 24-25 сентября 1957 года можно вычитать такую неожиданную характеристику: "Раманаускас Адольфас сын Людвико, 1918 года рождения, уроженец города Нов-Бретайн, США, б/п, происходящего из крестьян-середняков, с высшим образованием, до ареста проживавший на нелегальном положении под чужой фамилией". Как и когда он оказался в Литве, в приговоре не сообщается, как нет никаких данных и о том, гражданином какой страны он был.
Зато сообщается следующее: "Он поддерживал связь с агентами иностранных разведок. В 1949 году связался с агентом американской разведки "Мажутис", а в 1950 году с "Скримантасом" – "Миколайчу". "Мажутис" скоро погиб, а "Скримантас" скрывался вместе с Раманаускасом. "Скримантас" подговорил, а Раманаускас утвердил и разослал участникам банд инструкцию о сборе разведывательных данных".
Тут самое время изучить биографию А. Р.-В., размещенную в Википедии (как ей не быть – государственное дело!).
"В 1921 году его семья вернулась в Литву, купила 6 гектаров земли возле городка Рудамина и стала вести хозяйство. В 1930 году Раманаускас окончил начальную школу, в 1937 – среднюю. После этого учился в педагогическом институте Клайпеды. В 1939 году, незадолго до того, как Раманаускас должен был окончить институт, Клайпедский край, на территории которого он был расположен, был аннексирован нацистской Германией, поэтому институт был эвакуирован в Паневежис. После этого Раманаускас поступил в военную школу Каунаса. По ее окончании ему было присвоено звание младшего лейтенанта запаса. Его выпуск стал последним перед присоединением Литвы к СССР в июне 1940 года.
Затем Раманаускас работал учителем в селении близ города Друскининкай. Не принимал участие в июньском восстании против СССР. Охранял гос. и частное имущество от мародеров в составе маленького отряда местных дружинников летом 1941 года. В период нацистской оккупации Литвы Раманаускас работал преподавателем в семинарии Алитуса".
Велико, конечно, искушение заподозрить А. Р.-В. в том, что он был кадровым американским шпионом и диверсантом, но с 1918 по 1921 его вряд ли могли подготовить. Мал еще был. А вот факт сотрудничества с американской разведкой подтвержден приговором.
Никаких данных о контактах А. Р.-В. с нацистами в приговоре нет вообще. Военную школу, с учетом тесных контактов прибалтов с нацистами до войны, вполне могли "курировать" немцы, но это только предположение. Да и как-то не вяжется "агент абвера" с "преподавателем в семинарии" на протяжении практически всей немецкой оккупации.
Приговор А. Р.-В. начинается с политической преамбулы (рискну предположить, что типовой для подобного рода приговоров, в которой указывается, в частности, следующее:
"Осенью 1944 года в освобожденных от немецкой оккупации районах Литовской ССР начали действовать вооруженные националистические банды. Ядро вооруженных националистических банд составляли разные лица, сотрудничавшие с властями немецких оккупантов, служившие в немецкой полиции, армии и карательных отрядах. К этому ядру позже присоединились кулацкие элементы и лица, уклонявшиеся от службы в Советской Армии. Вооруженные банды поставили себе задачу вести вооруженную борьбу против советской власти в Литве.
Вооружившись оставшимся оружием погибающей немецко-фашистской армии, под руководством специально обученных в диверсионных и шпионских школах нелегально переброшенных на территорию СССР, участники националистических банд развернули широкую и активную борьбу против советской власти: убивали советско-партийный актив, малоземельных крестьян, нападали и сжигали их усадьбы, волостные центры, портили мероприятия связи, подрывали мосты, грузовые, легковые машины и клубы" (русский текст приговора – перевод с литовского – прим. автора).
Однако, повторюсь, никакой конкретной связи между указанным в преамбуле "специальным обучением в диверсионных и шпионских школах" и преступными деяниями А. Р.-В. в приговоре нет.
"Парамилитарная" деятельность А. Р.-В. во время войны, которая в биографии отражена как "охранял гос. и частное имущество от мародеров в составе маленького отряда местных дружинников летом 1941 года", в приговоре выглядит несколько иначе: "Подсудимый Раманаускас в 1941 году, когда началась Отечественная Война и территорию Литовской ССР оккупировали немцы, две недели являлся руководителем вооруженной "охраны" в г. Друскининкай".
Гедрюс Грабаускас: "Пока у меня было мало конкретных данных о преступлениях Раманаускаса, я не принимал участия в дискуссиях. Вместе с коллегой, исследователем нацистских преступлений и публицистом Александром Босасом мы еще осенью 2013 года отправились в Алитус, Бутримонис и некоторые другие места. Мы разговаривали с директором гимназии Алитус, носящей имя Раманаускаса-Ванагаса, с жителями деревни Бутримонис и других мест Алитуского района. Некоторые даже назвали фамилии гитлеровских убийц, но никто не упоминал имени Раманаускаса-Ванагаса. Пришлось изучать много различной литературы, поднимать документы, но конкретных данных о Раманаускасе мы долгое время так и не нашли. При этом мы нашли интересные данные о других "героях" – известном Норейке, Крикштапонисе и других деятелях.
Но в конце 2017 года удалось найти данные о нацистских преступлениях Раманаускаса. Группа под руководством Иосифа Меламеда долго изучала такие преступления, они работали в архивах Германии, России, Польши, Израиля и собрали различные материалы и свидетельства преступлений. Меламед во время войны бежал из еврейского гетто, вошел в партизанский отряд и активно сражался с гитлеровскими захватчиками.
Он создал группу исследователей, в которой работали опытные специалисты, нашедшие и отсканировавшие материалы, в которых упоминается Раманаускас как участник фашистской резни. В одной из публикаций серии "Преступления в Литве" он был признан активным участником убийств, совершавшихся нацистами. Например, когда гитлеровские оккупанты вторглись в Литву, он вместе с группой своих сподвижников помогал фашистам – стрелял в советских солдат ("охранял имущество"? – прим. автора). Раманаускас участвовал в убийствах евреев в Меркине и других местах Алитуса в 1941 году.
Дело в том, что много таких "ястребов" к концу войны прошли подготовительные школы гитлеровского абвера. С декабря 1944 года по февраль 1945 года они были отправлены в Литву немецкими самолетами, и после этого начались массовые убийства мирных жителей".
Прямой связи А. Р.-В. с нацистами, тем более подготовки его в школе абвера я и тут не вижу.
Из приговора Клайпедского окружного суда: "Кроме того, Вячеслав Титов указал, что: "По делу Ванагаса еще нужно собирать доказательную базу, хотя есть очень много свидетельств, но чтобы точно так же "припереть" официальные органы фактами, их еще нужно собрать и показать".
Деятельность группы Меламеда отражена в приговоре в виде цитаты из статьи, как доказательство "преступной деятельности" Титова, но ни сам Меламед, ни члены его группы по делу не проходили. Ни как обвиняемые в "презрении памяти погибшего", ни как свидетели, ни как эксперты. Почему их не вызвал в качестве свидетелей защиты адвокат Титова – мне не очень понятно.
Короче, есть доказанные судом в 1957 году преступления А. Р.-В., о которых будет речь ниже, и есть подозрения, что А. Р.-В. был организатором или участником куда более страшных преступлений (геноцида), которые Титов озвучивал когда как – в ряде случае как факты (утверждения), в ряде случаев как гипотезы (предположения).
Это, собственно, и стало главным аргументом прокуратуры: зафиксированные приговором 1957 года преступления А. Р.-В. прокуратура "кроет" справкой о реабилитации А.Р.-В., а в отношении высказываний Титова о возможной причастности А.Р.-В. к другим преступлениям высказывается в апелляционной жалобе так: "В. Титов целенаправленно представляет информацию о А. Р.-В. и партизанах Литвы уничижительного характера, хотя и знает, что А. Р.-В. реабилитирован, а 2018 г. в Литве объявлен годом А. Р.-В.
Более того, он совершает активные действия с тем, чтобы дело о реабилитации А. Р.-В. было вновь пересмотрено. В. Титов в обоснование высказанных им слов об участии А. Р.-В. и литовских партизан в убийстве мирных людей ссылался на приговор Верховного Суда Литовской ССР от 24-25 сентября 1957, хотя, распространяя информацию о мнимых преступлениях, совершенных А. Р.-В. и литовскими партизанами в отношении представителей еврейской нации и сотрудничестве с нацистской Германией, он уже ни на что не ссылается, и, несмотря на это, все равно распространяет такую информацию".
Так что, возвращаясь к вопросу о том, был ли А. Р.-В. "нацистским преступником", на основании приведенной информации следует сказать – нет. Другое дело, что и закрывать этот вопрос нельзя до внесения в него полной ясности.
Любопытно в связи с этим, что одним из эпизодов "преступной деятельности" Титова прокуратура представила распространение им на своей ленте в Facebook интервью с историком Владимиром Симиндеем, в котором он высказывается об А. Р.-В. весьма осторожно, и именно потому, что он – профессиональный историк:
"Я не изучал отдельно биографию Раманаускаса, но, насколько могу судить, его значимость в большей степени раздута. Его карьера, если можно так выразиться, проистекала уже в послевоенный период. Пребывая в числе вооруженных националистических формирований в Литве, он постепенно занял в них высокие позиции и под конец "лесной" эпопеи стал одним из руководителей этого движения.
Правда, к тому времени оно представляло собой печальное зрелище как с точки зрения морального облика участников, так и с точки зрения их боеготовности.
Но у него не отнять мощных волевых качеств, навыков агитатора. Он до последнего пытался организовать "братьев" и действительно был фанатиком своего дела. Раманаускас до конца не разложился, чем и отличался от среднестатистического "национального партизана".
Был ли А. Р.-В. нацистом по убеждениям? Тут крайне интересна позиция Клайпедской окружной прокуратуры в отношении того, что же такое "фашизм" (опустим тут дискуссию о разнице между "фашизмом" и "нацизмом"). В поисках определения она обратилась… к словарю литовского языка:
"Согласно словарю литовского языка, слово "фашист" означает "сторонник фашизма; член фашистской организации". Согласно упомянутому словарю, понятие "фашизм" означает "политическое течение, создающее авторитаризм и разжигающее национализм". Тонны академических исследований спасовали перед словарем литовского языка, Пакстон, Манн, Гриффин и сотни других исследователей рыдают за гаражами…
Судя по тому, что (доказано!) убивал А. Р.-В. исключительно литовцев, в теорию "расового превосходства" он не очень верил. По той же причине не был он и (ультра)националистом, хотя "буржуазный национализм", "националистическое подполье" и т. п. – расхожие клише того времени, которые активно на него навешивались и навешиваются.
Для того, чтобы закончить тему "агента" А. Р.-В., приведу еще одну версию: "В Литве разгорелся скандал вокруг заявления литовской писательницы, исследовательницы Холокоста Руты Ванагайте, которая обнародовала информацию о том, что Раманаускас-Ванагас был шпионом КГБ, поддерживал советский режим и сдал всех своих соратников, а также участвовал в уничтожении евреев".
Ну что тут сказать? Можно только повторить, что "дело А. Р.-В." закрывать рано… Но осужден он был за шпионаж в пользу США.
По поводу "сдал всех своих соратников": в биографии утверждается прямо обратное – "11 октября 1956 года Раманаускас был предан и выдан советским спецслужбам".
Были ли А. Р.-В. и его "сподвижники" партизанами, как это пытается подать литовская пропаганда? Безусловно, нет.
"Партизаны (фр. partisan) – по международному праву лица, добровольно сражающиеся в составе организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины. П. являются комбатантами, если они удовлетворяют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; должным образом организованы; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны".
Ни одного боя с "противником", т. е. с подразделениями, частями и соединениями Советской Армии, за А. Р.-В. не числится. В приговоре упоминается только его участие в "перестрелках с чекистами" – видимо, тогда, когда его пытались задержать. А. Р.-В. нападал только на идейных литовцев – "народных защитников" и представителей местной власти, а также наносил удары по инфраструктуре, как бы сейчас выразились. Так что ни о каком соблюдении законов и обычаях войны тут речи быть не может.
В биографии, однако, есть такие эпизоды: "Порой "братьям" приходилось вступать в открытый бой с частями НКВД и истребительными батальонами. Два таких сражения произошли 14 и 23 июня 1945 года", а также "15 декабря 1945 года партизаны, возглавляемые Раманаускасом, предприняли дерзкую, но безуспешную атаку на город Меркине. Им удалось уничтожить советские архивы, но они не смогли освободить пленных и одолеть советские войска в местной церкви". Эпизода "дерзкой атаки" в приговоре нет, что странно, потому что он дал признательные показания по всем эпизодам, кроме одного – взрыва в клубе, в результате которого погибли или были ранены 47 человек.
Был ли он "борцом за свободу"? Тут надо смотреть выпускавшиеся им листовки и газеты, доступа к которым у меня нет, но которые упоминаются в приговоре 1957 года. В биографии упоминаются названия этих изданий – "Люблю Родину", "Колокол Свободы" и "Свободное слово". Однако, судя не по словам, а по действиям, А. Р.-В. был ярым антисоветчиком, выступая прежде всего против советской власти и коллективизации.
Из приговора А. Р.-В.: "Участники банд вели широкую антисоветскую пропаганду, выпускали нелегальные подпольные газеты и прокламации. Прокламации и их внимание было направлено путем антисоветской пропаганды, угрожать расправой лицам, работающим для советской власти. Особенно активную борьбу участники националистической банды развернули перед коллективизацией в Литве. Убивали инициаторов организовавших колхозов, поджигали постройки управлений колхозов, расхищали и уничтожали колхозное имущество с целью повредить успешному процессу коллективизации".
И где тут "борьба за свободу Литвы"? Типичное "кулацкое восстание", возглавляемое "крестьянином-середняком". С Советской Армией не воевал, планов "броска на Вильнюс" не вынашивал, правительство "свободной Литвы" не создавал…
Был ли он террористом? В современном понимании – безусловно, потому что именно террор был его главной целью. Не средством, а именно целью, потому что никаких позитивных целей за антисоветчиной и радикальным неприятием коллективизации не просматривается. Чего хотел-то, кроме того, как навести ужас на земляков? И в биографии отмечается, что к 1952 году "организованное сопротивление было практически сломлено, "братья" боролись разрозненно. Вследствие этого, Раманаускас объявил о прекращении вооруженной борьбы и переходе к тактике пассивного сопротивления. После этого Раманаускас жил по поддельным документам".
Пытаясь понять логику нынешней литовской элиты, затеявшей героизацию А. Р.-В. (хроника этой героизации, включая установку ему в этом году памятника в Чикаго, приведена в биографии), можно предположить следующее:
Родился в США – + 500 очков к карме.
Шпионил в пользу США – + 500 очков к карме.
Был ярым антисоветчиком – + 100 очков к карме (антисоветчиков много).
Не доказана (пока) связь с нацистами – + 200 очков к карме.
Правда, затеяв героизацию А. Р.-В., элита тем самым "презрела память погибших" литовцев, убитых "героем", – статья УК, по которой почему-то обвинили Титова, а не Сейм.
P.S. Признаюсь, честно предполагал, что этот выпуск о "деле Титова" – финальный. Но приговор А. Р.-В. и его последующая реабилитация столь интересны, что придется сделать еще один.
Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.