Выступление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на Fareed Zakaria GPS ("Фарид Закария GPS" – еженедельное шоу на телеканале CNN – прим. Baltnews) после саммита НАТО запомнилось зрителям не только уверенностью генсека в приверженности президента США Дональда Трампа альянсу, но и его ответом на вопрос о целях НАТО, в котором он упомянул Россию.
По словам Столтенберга, Россия не является врагом НАТО: "Мы не создаем список врагов. Мы не считаем Россию врагом. То, что мы видим, – это более напористая Россия, применившая военную силу против соседней Украины… Россия – не то же самое, чем был Советский Союз".
Это вызвало резонанс относительно его же недавнего заявления о том, что Россия является главной угрозой для альянса.
Как отметил в разговоре с Baltnews политолог, профессор Академии военных наук Сергей Судаков, на риторику влияет и сегодняшняя встреча лидеров четырех государств в Париже, и сама обстановка внутри альянса.
"Все вполне логично. Дело в том, что проходит встреча в нормандском формате, и НАТО позиционирует себя все-таки не как враждебная организация, потому что слишком много голосов внутри НАТО говорит о том, что НАТО превращается в союз одной угрозы", – пояснил эксперт.
Политолог отметил, что ответов на вопрос, какие именно угрозы якобы исходят от России, у Европы нет.
"Все больше и больше вопросов связаны с тем, какие конкретно угрозы исходят из России и можете ли вы их назвать? Я вчера буквально был в Брюсселе, я задавал эти вопросы брюссельским европарламентариям, поверьте мне, никто из них не мог ответить на эти вопросы", – рассказал Судаков.
Для чего Йенс Стонтелберг по-другому обозначил свою позицию? По мнению эксперта, генсек НАТО сделал это для создания "более мягкой подушки" для формирования "нормальной позиции в нормандском формате".
"Столтенберг идет навстречу, и действительно, он показывает свою нестойкую позицию. Конечно, его осудят очень многие европарламентарии, конечно, его осудят многие коллеги по НАТО".
По мнению эксперта, позиция генсека НАТО правильная, и поиск решений для возобновления диалога с Россией оправдывает его публичное заявление. Причина в том, что если бы его не было, то взаимодействие России и НАТО было бы исключено.
"Но я считаю, что его позиция вполне верна, я бы над ним не хихикал ни в коей мере. Я считаю, что он делает вполне правильные вещи, когда он начинает искать хоть какие-то маленькие способы возобновления диалогов и контактов Россия–НАТО. Потому что, как только вы говорите, что Россия – враг – никаких диалогов и контактов".
Принятая декларация, в которой Россия названа одной из главных угроз, не делают Россию врагом. "А угроза и враги – это разные вещи", – заметил Судаков.
Столтенберг отметил в своем заявлении, что НАТО видит более непредсказуемый ландшафт безопасности в связи с ростом терроризма, а также киберугрозы и растущую силу Китая.