"Ответочка" Макрону: на саммите высказали все, что думают о "смерти мозга" НАТО

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг

Михаил Захаров

Почти за месяц до открытия саммита стран НАТО политики обсуждали скандальное интервью президента Франции Эммаунила Макрона, где он констатировал "смерть мозга" альянса и предлагал исправить ситуацию.

На саммите НАТО в Лондоне улыбки и рукопожатия лидеров стран должны были продемонстрировать единство блока, но ожесточенные споры о будущем объединения продолжились – и ощущение разлада только усилилось.

Неутешительный диагноз

Все началось с резких заявлений Эммануэля Макрона в октябрьском интервью журналу The Economist. Тогда французский лидер обозначил проблему Североатлантического альянса, заявив, что НАТО находится в состоянии кризиса из-за слабого планирования и нарушения координации действий. Макрон не только раскритиковал текущее положение дел, но и предложил свое видение роли организации в будущем, чтобы исправить ситуацию.

"Никакого планирования, никакой координации" – налицо симптомы "смерти мозга". А значит, европейским странам стоит самостоятельно озаботиться безопасностью, заняться инвестициями в собственные проекты и делать упор на военном и технологическом суверенитете Европы.

Кроме того, нужно наладить стратегический диалог с Россией, прекратить менять политические режимы в других странах и учиться справляться с новыми вызовами самостоятельно.

Как считает Макрон, Европа должна стать более автономной от США. Старому Свету стоит развивать собственную оборонную промышленность, а не находиться в зависимости от американской продукции. Это ненадежно, ведь, по мнению французского президента, сегодня Америка не разделяет идею европейского проекта и не желает гарантировать безопасность Европы. Как минимум, на примере действий Вашингтона в ходе операции в Сирии стало ясно – США больше не согласуют свои внешнеполитические решения с европейскими партнерами по НАТО.

Президент США Дональд Трамп (слева) и президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции по итогам встречи в Париже.
РИА Новости
Президент США Дональд Трамп (слева) и президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции по итогам встречи в Париже.

Макрон, ты не прав

В устах Макрона предложение Европе сплотиться звучало резкой критикой политики Североатлантического Альянса и текущих отношений Европы с ним. Позицию президента Франции активно осуждали и до начала саммита, и в ходе мероприятия в Лондоне.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель еще в ноябре подчеркнула, что Европа не в состоянии защитить себя без трансатлантического сотрудничества. Президент Турции Реджеп Эрдоган и вовсе повел себя недипломатично, заявив, что "Макрону самому следует обратиться к врачу на предмет смерти мозга".

Жестко опроверг его точку зрения уже в ходе саммита и президент США Дональд Трамп. "Эти заявления оскорбительны для многих стран НАТО. В частности, президент Турции [Реджеп Эрдоган] заявил, что у Макрона случилась смерть мозга. НАТО больше всего нужен Франции и меньше всего – США, которые вкладываются в оборону Европы", – обрушился он на французского коллегу.

Со словами Макрона о недееспособности блока не согласился и генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. "НАТО подвижен, активен, адаптируется к ситуации, НАТО – самый успешный военный альянс в истории, поскольку мы всегда могли измениться снова и снова, когда менялся мир вокруг нас", – заявил он.

Несогласие с Макроном высказали также президент Польши Анджей Дуда и министр обороны Эстонии Юри Луйк. "НАТО показал свою дееспособность, быстро реагируя на действия России. Но все еще есть угроза очередного вторжения", – высказался Дуда. Министр обороны Литвы Раймундас Кароблис и вовсе назвал Россию "единственной экзистенциальной угрозой" для его страны. В этом позиция стран Восточной Европы неизменна: по их мнению, Россия будет самой большой угрозой для НАТО в ближайшее время, и только альянс способен сдержать Москву.

Проблема сохраняется

Тем не менее осуждение мнения Макрона не заставило его дезавуировать свои заявления. "Я подтверждаю эти слова", – отметил французский лидер, пояснив, что его комментарий был полезным сигналом, чтобы обратить внимание альянса на существующие проблемы. Он по-прежнему полагает нужным внести ясность в стратегию альянса, разрешить неопределенности в ставших сложными отношениях с Турцией и инициировать стратегический диалог с Россией.

Изменениям наверняка будут противостоять лидеры Польши и прибалтийских республик, которые горячо поддерживают идею неразрывности связи с Вашингтоном и сохранения status quo.

Это порождает недоверие между восточноевропейскими и западноевропейскими членами блока: первые считают, что к их потребностям в области безопасности относятся недостаточно внимательно, а вторые видят риторику восточных стран ненужным нагнетанием напряженности.

Несмотря на внутреннюю напряженность и растущие взаимные подозрения, члены блока, которые (пока) разделяют определенные базовые цели и ценности, продолжат сотрудничество в области безопасности. Хотя Макрон и дал союзникам пищу для размышлений, инерция глобального объединения велика, а далеко не все страны НАТО готовы изменить свои взгляды.

По итогам, споры относительно будущего альянса так и не ушли с повестки дня. Определенно, мы видим аккумулирование проблем внутри НАТО, а часть европейских лидеров постепенно осознает необходимость трансформации блока. Это, конечно, не говорит о том, что Лондонский саммит будет последним – но без решения новых проблем уже не обойтись.

И чем больше будет поступать противоречивых сигналов, тем серьезнее будут восприниматься слова Макрона о необходимости изменений архитектуры альянса. Провокационные действия Турции, неоднозначность политики Трампа, неопределенность в отношениях с Россией и дебаты относительно Китая подрывают единство альянса – со всем этим придется что-то делать. На ближайшее время согласия достаточно, чтобы удержать поезд на рельсах, но союзникам не избежать трудных переговоров, чтобы подтвердить и через десять лет слова премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, сказанные в ходе этого саммита: "У нас гораздо больше общего, чем противоречий".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме