Русский союз Латвии совместно с литовским Институтом военного наследия организовал конференцию, посвященную советским мемориалам, памятникам и местам захоронения солдат, погибших во время Великой Отечественной войны.
Помощь муниципалитетов
В связи с введенной в Латвии чрезвычайной ситуацией и запретом на собрания большого количества людей, конференция прошла в цифровом формате, что, однако, нисколько не помешало участникам высказать свои мысли, поделиться идеями и даже провести презентацию книги. Так, руководитель Института военного наследия Юриус Тракшалис рассказал о недавно изданном трехтомнике "Книга памяти" – альбоме советских воинских захоронений в Литве, Латвии, Эстонии.
Как подчеркнул Тракшалис, был проведен огромный объем работ, фотофиксация всех советских воинских захоронений в Прибалтике и памятных мест, в чем бескорыстно помогали не только члены общественных организаций соотечественников и поисковики, но и даже администрация некоторых краев. "Особенно в Латгалии они считали своим долгом выехать вместе со мной, показать памятное место, которое могло быть где-то в лесу или на болоте", – подчеркнул он.
Довольно позитивное отношение латвийских самоуправлений к воинским мемориалам подтвердил и сопредседатель партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Мирослав Митрофанов. По его словам, в целом они активно участвуют в поддерживании захоронений советских солдат, причем не только в Латгалии, но и в других частях страны, чему способствует заключенный двусторонний договор между Латвией и Россией. "Согласно этому договору, мемориалы на братских могилах, места захоронений, являются объектом международного права, и за ними совместно ухаживают муниципалитеты и Посольство России", – пояснил политик.
Также он рассказал, что активисты РСЛ посетили несколько братских кладбищ в западной части Латвии, и на одном из них встретили команду из работников самоуправления, которых местные власти прислали, чтобы привести в порядок братские могилы. Правда, Митрофанов заметил: "Это не значит, что все находится в идеальном состоянии и по результатам инспекции, которую организовала наша партия, мы узнаем, какие памятники требуют особого внимания и куда надо привлечь совместные усилия – муниципалитетов, посольства и общественных организаций".
Тотальная зачистка
В то же время, несмотря на заключенный договор, как отметил историк, председатель Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин, некоторые местные власти Латвии все же пытаются сформировать новую историческую память, в которой советскому наследию места нет. Так, Гущин привел пример своего родного города Елгавы, где, по его словам, оказалось практически подчистую зачищено то мемориальное историческое наследие, которое осталось от советской власти.
"Я бывал во многих других городах Латвии и могу утверждать, что там такого ревностного стремления к уничтожению мемориального наследия советской власти нет. Вскоре после 1991 года с фасада дома по улице Светес 27, где в 1941 году проходило формирование елгавского батальона Рабочей гвардии, была снята открытая в июле 1978 года мемориальная доска. Памятный камень, установленный в 1973 году, в Дворцовом парке, в честь батальона Рабочей гвардии, также был увезен в неизвестном направлении", – рассказал историк.
Кроме этого, с улиц города исчезли и другие "неправильные" памятники. Так, в 1997 году был демонтирован Памятник освободителям Елгавы, открытый в 1984 году.
Также, как указал Гущин, еще до начала третьей Атмоды в городском историческом музее была демонтирована экспозиция, посвященная периоду немецкой оккупации и истории боев за Елгаву. В свою очередь, в первой половине 90-ых годов избавились и от существовавших при городских школах музеев боевой славы.
"То, что на протяжении многих лет собиралось учениками школ, и что, по сути, являлось серьезным вкладом в изучение истории города, в новых политических условиях, когда история была отдана на откуп политикам национал-радикального толка, оказалось не нужным. В результате ценнейшие материалы по истории города в редких случаях были переданы в архив, а в большинстве случаев оказались на помойке", – с сожалением отметил Виктор Иванович.
Периодически бывали и случаи вандализма по отношению к мемориалам, хотя в последние годы, как говорит Гущин, на российские средства реконструированы все братские кладбища, которые находятся на территории Елгавы. Уход за ними осуществляется, в том числе и силами местного самоуправления, но которое игнорирует неоднократные просьбы жителей города привести в порядок искусственный холм в Привокзальном парке. "На его вершине в 2004 году, вместо снесенного Памятника освободителям Елгавы от немецко-фашистских захватчиков, была открыта памятная плита борцам с фашизмом", – подчеркнул он.
Защита памяти
В свою очередь, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич указал, что происходящее является объективным процессом и сейчас проходит то, что должно было происходить, исходя из логики 90-ых годов. По его мнению, памятники – это визуализация и материализация памяти, и ныне в Прибалтике идет борьба не с памятниками, а памятью.
"И в этом смысле изданный фундаментальный трехтомник "Книга памяти" – это очень большое дело", – заметил Межевич.
"Книги практически не горят, хотя попытки были, – продолжил он далее, – но понятно, что можно их жечь в одном месте, а они останутся в другом, их можно будет напечатать еще и привезти. Но они должны быть доступны еще и в электронном формате, чтобы каждый школьник, которому показалось, что ему рассказывают в Елгаве, Паневежисе, Силламяеэ или Тракай что-то не то про события Второй мировой войны, мог их скачать и посмотреть альтернативную версию", – подчеркнул Межевич.
Кроме этого профессор указал, что происходящее с советскими памятниками – это отражение государственной линии Эстонии, Латвии и Литвы, которая не изменится.
По его словам, Андрис Тейкманис, будучи послом Латвии в России и присутствуя в СПбГУ, в ответе на вопрос, а можно ли рассчитывать на дискуссию, и как же совместная комиссия историков, сказал следующее: "Комиссия сколько угодно, а наша точка зрения не изменится".
"Ну, что же, но ведь и наша точка зрения не изменится", – заявил Межевич, отметив, что Следственный комитет России возбудил ряд уголовных дел, связанных с преступлениями парамилитарных формирований из Эстонии и Латвии, на территории Ленинградской области в годы войны. Так что Россия явно будет защищать военные мемориалы от посягательств, и думается, что желающим их уничтожить следует это помнить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.