Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель наглядно показал, как Европа может быстро менять свое мнение в угоду, так сказать, политкорректности, что оказывается куда важнее экономики, добрососедских отношений и здравого смысла.
Еще в конце января издание Deutsche Welle писало, что Боррель во время визита в Москву в первых числах февраля, конечно, будет говорить об оппозиционере Алексее Навальном, но вряд ли все это кончится очередными санкциями для России. Кстати, накануне поездки в Москву сам представитель ЕС заявил, что по поводу ограничительных мер против РФ "в ЕС не было никаких предложений и, как результат, никаких решений".
Но стоило ему вернуться из России 8 февраля, как он тут же сообщил, что Евросоюз может ввести очередные ограничительные меры в отношении РФ из-за ситуации вокруг Алексея Навального. Причина, как нетрудно догадаться, кроется в якобы нарушении прав человека. И эти слова для политической элиты еврочленов вроде балтийских, чьи политики одними из первых начали голосить о немедленном освобождении Навального и введении новых санкций против России, – это, пожалуй, манна небесная.
Раскрутится ли новый маховик антироссийской истерии, и кто конкретно в Европе или за ее пределами получит выгоду от происходящего?
Права человека по-европейски
Балтийские страны, как только начался "беломайдан" после выборов в Белоруссии в конце лета 2020 года, сразу же начали требовать от ЕС санкций против РБ. А неофициального оппозиционера Светлану Тихановскую, по всем правилам рекламы и пиара, сделали мученицей "кровавого режима".
То же самое происходит сейчас и в случае с Навальным, которого сначала якобы отравили мощнейшим ядом, потом, несмотря на подписку о невыезде и другие не доведенные мучеником "кровавого режима" до конца судебные дела, выпустили из страны. После чего тот, нарушая все законы физики, химии и логики, за несколько недель регенерировал (слово "выздоровел" здесь неуместно), как супергерой из голливудских фильмов, и бросился "с голой грудью на амбразуру".
Возвращение Навального из Германии в Россию стало новым этапом антироссийской истерии. Эстония, Литва и Латвия, еще до того, как оппозиционера задержали в аэропорту, потребовали от властей РФ его освободить (даже не дожидаясь самого ареста и уж тем более не вдаваясь в его причину). Ну а когда Симоновский суд Москвы вынес Навальному вполне заслуженный приговор в виде срока заключения за многократное нарушение российских законов, правительства евростран вроде балтийских чуть ли не криком обрушились на Евросоюз, требуя новых санкций против РФ.
Боррель на такой призыв в итоге откликнулся, хотя всего за пару дней до этого разговаривал с главой МИД РФ Сергеем Лавровым не только о Навальном, но и желании Евросоюза провести стратегический пересмотр всех отношений с Россией.
Американский хайп
Не стоит убеждать себя, что верховный представитель ЕС по иностранным делам прислушался к мнению некоторых восточноевропейских стран, главный принцип внешней политики которых – антироссийская повестка. Пока Боррель находился в Москве, а именно 5 февраля, президент США Джо Байден в программной речи в Госдепартаменте призвал российские власти немедленно освободить Алексея Навального. И тут же в Евросоюзе вдруг резко осознали, что готовить санкции против России все-таки надо.
По мнению независимого политолога Александра Асафова, позиция ЕС – это не монолитная позиция всех его членов. Безусловно, когда Боррель декларирует нечто от имени Евросоюза, он представляет преимущественно Брюссель и те страны, для кого его рекомендации – не пустой звук. Таких в ЕС не очень много. Есть и лояльные страны к США, например – Польша, которая не очень внимательно относится к указаниям Брюсселя. В то же время Германия на словах Белому дому поддакивает, но, по сути, старается осуществлять суверенную политику.
"Брюссель понимает, что Европу ждет перезагрузка отношений с США, поэтому он и формулирует свою позицию, схожую со словами Байдена по Навальному. Этим еврочиновники как бы показывают, что возвращение лояльности Европы к США возможно именно через Брюссель, а не через отдельные национальные государства", – рассказал политолог.
И якобы нарушение прав в России – главный повод для претензий к правительству РФ.
Напомним, в Нидерландах 17 января протестующих разогнали собаками и кавалерией (конницу выпустили всего ради пары тысяч митингующих, снимки мгновенно разлетелись по сети). Но это не страшно, это правильно. Комбинация из слезоточивого газа и дубинок в Париже, где 30 января собрались на митинг недовольные "Законом о защите личности" (запрещает снимать полицейских, разгоняющих митинги) – это тоже норма.
Аресты в Германии 1 февраля, причем еще на подступах к месту проведения акции (против карантинных мер), которые осуществляли за счет использования персональных данных людей в соцсетях – это уже обычное дело для силовиков в странах Евросоюза.
Карт-бланш на репрессии. Евросоюзу не интересны случаи нарушения свободы слова в Латвии >>>
А про аресты сторонников Трампа в Вашингтоне и говорить нечего. Подумаешь, человека, который в ходе беспорядков сфотографировался в кабинете Нэнси Пелоси (демократа и спикера палаты представителей конгресса), нашли через пару дней застреленным из ружья в подвале своего дома – просто "случайное" совпадение. Схватили нескольких сотен американцев, несогласных с результатами выборов в США? Ну так ведь то были "внутренние террористы"!
И вообще, 15 тысяч нацгвардейцев и перекрытые улицы Вашингтона во время инаугурации Байдена – это вам не диктаторские замашки и не засилье олигархата. Это просто военные оцепили столицу США – так, на всякий случай.
Можно только представить, какая буря "праведного" гнева поднялась бы, если бы нечто подобное вышеперечисленному произошло в Москве.
"В России уже сделали попытку запустить майдан. Пока не очень успешную, во многом ставшую фальстартом. Но ни для кого не секрет, что пик протестов готовят на сентябрь, под выборы. В США и Европе, конечно же, от таких попыток не откажутся", – считает политолог Владимир Корнилов.
"Что-то у вас не сходится"
Напомним, к моменту задержания российского оппозиционера его вина по делу ООО "Ив Роше Восток" была уже несколько лет как доказана – предоставлены улики, вынесен приговор суда, который, к слову, пошел навстречу Навальному – его не посадили в тюрьму, назначив пять лет условного наказания с испытательным сроком. А сажать было за что. Работая главой департамента внутренних почтовых отправлений филиала "Почты России" в период 2008–2013 годов, Навальный вместе со своим братом мошенническим путем похитил денежные средства компании "Ив Роше Восток" в размере свыше 26,7 млн рублей. А также присвоил более 4,4 млн рублей, принадлежащих фирме "Многопрофильная процессинговая компания".
Навальный столь мягкого приговора не оценил и с января по август 2020 года шесть раз пропустил положенную для условно осужденного отметку в полиции, хотя прекрасно понимал, чем грозит такое нарушение. Результат налицо – его наконец привлекли к реальной, а не условной, ответственности. А в свете последних событий возникает стойкое ощущение, что Навальный намеренно нарушал закон, готовя заранее повышение, так сказать, градуса драматичности происходящего сразу же после истории со своим якобы отравлением.
По сути, Алексей Навальный – обычный уголовник, которого правительство США и чиновники Евросоюза требуют освободить, игнорируя при этом законы, Конституцию Российской Федерации и ее суверенное право на суд над своими гражданами.
Жозеп Боррель, говоря о санкциях против РФ, заявил, что освобождать надо и всех протестующих, которых задержали в ходе незаконно организованных митингов в российских городах. Однако Жозеп Баррель дипломатично обошел вниманием тот факт, что ни одно нормальное государство подобные требования выполнять не станет.
Что скажет правительство Франции, США, Германии или Великобритании, если Россия потребует отпустить уголовника (неважно, какой политической позиции он придерживается) в этих странах? Разрешат ли власти этих государств проводить многотысячные хаотично двигающиеся по городу митинги, которые не согласовывались, как того требует закон, с местной администрацией и полицией?
Ответы на эти вопросы очевидны.
Навальный – пистолет Запада
Проблема даже не в том, что тему "мученика Навального" стали использовать все активнее. Ни у его сторонников в России, ни у тех, кто недавно протестовал на улицах российских городов, вообще нет внятных целей и объяснений происходящего. Эмоции есть.
А тем временем какой должна быть политика России? Нужно ли менять экономическую модель страны? Почему сторонники Навального "вскапывают" биографию только приближенных к главе государства, но обходят своим вниманием олигархов, которые "заработали" свои капиталы в 1990-е, в период повальной приватизации народного имущества? Где коррупционные расследования против чиновников высшего ранга из Минфина, которые предпочитают вкладывать ресурсы государства в американские облигации, а не в реальную экономику и инфраструктуру РФ, и кто стоит за этим оттоком капитала на Западе?
Но тема протестов одна – освободить Навального. А большего и не требовалось. Повод для введения санкций создан – крутые фото на митингах сделаны, Байден команду дал. А Навальный и его сторонники – лишь наемники, сыгравшие свою роль для США, а судя по заявлениям Борреля, и для Европы.
Конец свободы в европейской демократии
Ограничительные меры против России уже давно стали привычным делом. Правительство США с помощью санкций саботирует, например, развитие авиастроения в РФ, когда та самостоятельно пытается создать новый гражданский самолет МС-21 (а зачем "Боингу" конкурент?). Для того чтобы "протолкнуть" свой СПГ в Европу, руководство Соединенных Штатов мешает строительству "Северного потока–2" и вставляет "палки в колеса" "Турецкому потоку".
Де-факто лицемерная риторика вокруг таких проектов, через политиков некоторых европейских государств, бьет по населению Европы, которое вынуждено жить в экономических и социальных условиях, создаваемых не с точки зрения выгоды для стран, а с точки зрения политической конъюнктуры.
Так называемая борьба за свободу в "диктаторских" странах – вот что важно сейчас в инфополе, например, Прибалтики. При этом, если, например, в странах Балтии, наплевав на права человека и свободу слова, блокируют работу русскоязычных каналов и интернет-изданий, массовых протестов на улицах не происходит – с протестующими, если что, не церемонятся, как в России с Навальным, – решают быстро и без всяких условных сроков.
Все просто: протестующие в Нидерландах, Германии, США и других оплотах Запада – это нарушители закона и порядка. В России же такие нарушители – "борцы за свободу". Вот только рассуждать на тему столь явного двойного стандарта в европейском информационном пространстве не принято – по крайней мере, в ведущих СМИ.
Похоже, Джордж Оруэлл с его романом "1984" все же был прав.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.