Как Россия может противостоять репрессиям властей Прибалтики и Украины в отношении русскоязычных журналистов, в разговоре с Baltnews рассказал член СПЧ, исполнительный директор МИА "Россия сегодня" Кирилл Вышинский.
"Это репрессии по отношению к нашим русскоязычным коллегам. Причем я говорю не только о журналистах, а более широко – вообще о наших соотечественниках и русскоязычных людях в Эстонии и Латвии", – пояснил он.
Как можно противостоять такому давлению – пока сложно сказать, отметил Вышинский. Подобные действия совершаются не простыми гражданами, а на уровне государств.
"Можно только пытаться как-то давить на них, привлекать к этому внимание дипломатии всего Евросоюза, потому что эти республики входят в более крупное образование – Европейский союз. Соответственно, как-то призывать их повлиять или, по крайней мере, указать на отсутствие правовых оснований для подобных действий", – сказал Вышинский.
Добавить конкретики в законы
Кроме того, член СПЧ считает, что для решения дальнейших проблем с соотечественниками России необходимо дополнить статью 69 Конституции*.
"Нужно эту норму Конституции конкретизировать, добавить какие-то конкретные законы, в том числе которые служили бы реакцией или возможным предохранителем в определенной степени от подобных действий", – полагает Вышинский.
Например, власти Украины называют русскоязычных жителей меньшинством. Местные депутаты сокращают сферу функционирования русского языка в школе, в быту, в сфере обслуживания. При том, что, по данным социологов, более 30% населения страны разговаривают по-русски.
"Необходима определенная норма в российском законодательстве, которая за подобные действия предполагала бы некие ответные действия – в уголовной или в административной плоскости".
Такие меры повлияют, в первую очередь, на тех, кто ведет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Прежде чем принимать новые дискриминационные законы, они "задумаются, стоит им голосовать за эти законы или не стоит", считает Вышинский.
"На постсоветском пространстве, в Прибалтике, может быть, в меньшей степени, на Украине в большей степени так или иначе у огромного количества политиков есть какие-то интересы в России. Они как-то аффилированы, у них есть какие-то контакты, активы и так далее", – пояснил он.
По его словам, ответственность за дискриминационные действия по отношению к российским согражданам должна быть предусмотрена в административном или даже в уголовном законодательстве.
"Пусть знают, что если они будут действовать таким образом, то у них будут проблемы на территории Российской Федерации как минимум. Возможно, эти проблемы расширятся. Поскольку у РФ есть огромное количество правовых актов о взаимодействии с правовыми органами других государств, например, договора о взаимной выдаче попавших под уголовное преследование, то эти люди должны понимать, что если они проголосовали за это, то у них будут проблемы с активами в Российской Федерации, у них будут, возможно, проблемы с перемещением по миру, потому что они могут попасть в не просто санкционный список, но еще и в запрос на выдачу людей, осужденных за такие действия", – сказал член СПЧ.
Как разрешится ситуация с латвийскими журналистами, сотрудничающими с Baltnews и Sputnik, сказать сложно, поскольку это зависит от латвийских властей.
"Латвийские власти возбудили уголовные дела, и от того, как дальше пойдет ход следствия, будет зависеть судьба наших коллег. Латвийские власти уже самим фактом возбуждения этого дела по надуманному поводу, как мне кажется, уже вне правовой плоскости. По крайней мере, правовая позиция очень шатка и практически безнадежна, если речь идет о неангажированном и независимом суде", – констатировал Вышинский.
В пятницу, 5 февраля, Вышинский вышел на одиночный пикет около Дома приемов МИД России, где состоялись переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.
Уголовное дело в отношении русскоязычных журналистов
Напомним, 3 декабря семь латвийских журналистов, чьи статьи публиковались на информационных порталах Baltnews и Sputnik, которые входят в медиагруппу МИА "Россия сегодня", были допрошены сотрудниками СГБ. Среди них – журналисты Андрей Солопенко и Алла Березовская, а также общественный деятель Владимир Линдерман. Во время допроса им было предъявлено обвинение в нарушении санкций Евросоюза, введенных в 2014 году.
Суть обвинения в том, что журналисты якобы передавали "хозяйственный ресурс" Дмитрию Киселеву – гендиректору МИА "Россия сегодня", в состав которого входят Baltnews и Sputnik. Отметим, что санкции были введены персонально против Киселева, но ни МИА "Россия сегодня", ни Baltnews и Sputnik не фигурируют в санкционных списках.
МИД России назвал ситуацию "карательной акцией". В ведомстве также указали, что произошедшее в Латвии – "вопиющий пример попрания основ демократического общества – свободы СМИ и выражения мнений".
В рамках проекта Марии Бутиной #своихнебросаем 13 января стартовала масштабная информационная кампания в поддержку журналистов. Цель кампании – привлечь внимание Запада к тому, что происходит в Латвии, и оказать пострадавшим юридическую поддержку.
"Если они преследуют наших журналистов, то нужно ограничивать возможность работы на территории России их официальным СМИ. Безусловно, затыкать рот таким образом, как поступают с нами, нельзя. Но можно осложнить жизнь недоброжелателям. Для этого существуют определенные варианты. Когда-то и вариант высылки тоже должен применяться. Не мы это начали", – отмечала Бутина ранее в беседе с Baltnews.
* Статья 69 Конституции РФ:
1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.