Пока Латвия вводит все более жесткие ограничения для того, чтобы ограничить распространение коронавируса, перспектива приобретения российской вакцины "Спутник V" становится все более реальной. Политика отходит на второй план, когда встает вопрос выживания – похоже, что "западного портфеля вакцин" балтийской республике не хватит для того, чтобы быстро справиться с инфекцией.
Неполитикорректный вирус
Год назад, когда вирус стал только проникать в Латвию, официальная Рига не придала ему серьезного значения. Медики сразу предупредили о грозящей опасности, но политики надеялись на то, что пронесет. Латвия вообще нередко пытается "выкручиваться" из разных ситуаций, педалируя тему своей "малозначимости".
С людьми это обычно срабатывает, многие ошибочные решения, которые могут привести к проблемам и вызвать недовольство, например, в Брюсселе, так и остаются незамеченными. Латвия никого по большому счету не интересует – и славно. Почему бы не пользоваться своей незаметностью? Это, кстати, тоже хороший инструмент для проведения внутренней политики. Не сказать, что очень уж честный, но по крайней мере иногда эффективный.
С вирусом, однако, так не получилось. Ему вообще все равно на то, что думают люди. Забавно, но в Латвии в один момент заговорили о "гене латыша", который защищает население от новой коварной болезни. Об этом журналистам рассказал экс-министр образования и науки Вячеслав Домбровский, который стал свидетелем такого обсуждения в Сейме. Некоторое время республике действительно везло: летом, когда весь мир захватила волна коронавируса, мы чувствовали себя островком безопасности.
Но счастье, понятно, длилось недолго. Осенью нас накрыло, да так, что пришлось снова вводить режим ЧС и хвататься за голову.
Система здравоохранения оказалась в кризисе, который не знала за всю свою историю, – нагрузка на больницы выросла в разы.
Если раньше в шок население вгоняли десять заболевших в день, то теперь статистика напоминала сводки с фронта – если в какие-то сутки выявлялось меньше тысячи случаев, это уже было хорошо.
И тут началась история с вакцинацией. Эта история войдет в историю – и да, я специально два раза использовал одно слово. Но в разных значениях. Так провалить стратегически важную задачу для государства нужно еще было постараться. В Латвии на протяжении 30 лет говорили о том, что мы ко всему готовы. Обычно, правда, рапортовали военные – вот "Россия нападет, и мы дадим отпор".
"И это даже близко не война"
Но сложно представить, как действовало бы правительство в случае войны, если пандемия – которая, конечно, тоже является проблемой, но не столь разрушительной – показала "всю мощь госаппарата".
Это, конечно, ирония судьбы. Вместо мощи – слабость и растерянность. И желание прижаться к маме или папе, но вот беда – Вашингтон и Брюссель решают свои проблемы. Каждый сам за себя – ничего личного, просто бизнес. Точнее – вопрос выживания.
Оказавшись в одиночестве, правительство Кришьяниса Кариньша стало вести себя совершенно по-детски. Закупки вакцины тормозились, заказы отменялись, поставки срывались. В конечном итоге Латвия оказалась с дефицитом препарата и действующем Бюро вакцинации, которое показало свою эффективность только в одном – "дорогом содержании". Бешеные по местным меркам зарплаты, дорогая мебель в офис и имитация бурной деятельности. Вот и все, что сделало за пару месяцев спешно созванное бюро.
И тут на горизонте появляется российский "Спутник V". Сначала над ним пытались смеяться – мол, что это за русская вакцина? Затем стали присматриваться, а теперь политики, в том числе настроенные антироссийски, не скрывают, что были бы готовы ее приобрести. "Спутник V", по опросам населения в Латвии, становится самой популярной вакциной – его здесь тоже нет, как и остальных вакцин, но доверия к нему уже больше, чем к западным конкурентам.
Сложно сказать, смогут ли местные политики пойти на такой шаг и закупить российский препарат для борьбы с пандемией, но риторика поменялась кардинально. Вирусу все равно на национальности, правых и левых, он убивает всех. И чтобы вернуться к прежней жизни, нам надо действовать сообща и оперативно. Если "Спутник V" поможет быстрее вернуться к прежней жизни, то пусть он скорее станет доступен в Латвии. А к политическим разборкам мы всегда успеем вернуться. Но уже после того, как все это закончится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.