В Латвии 1998 год прошел под знаком беспрецедентной политической активности русского населения. Достаточно вспомнить референдум по отмене "окон натурализации", то есть дискриминационной нормы, при которой получить гражданство Латвии путем сдачи экзаменов могли только люди определенных годов рождения. В целом русские Латвии в это время почувствовали себя новой политической нацией, которой пришлось выживать в непростых идеологических условиях.
Элементом культурно-исторической традиции был Памятник воинам Советской армии –освободителям Риги и Советской Латвии от немецко-фашистских захватчиков. Для полноценного сплочения русских по духу и культуре людей требовалась знаковая дата. Конечно же, священным для потомков ветеранов Великой Отечественной войны всегда был и остается день Великой Победы 9 мая.
Как праздник организовывали ранее
Впрочем, первый в истории независимой Латвии массовый митинг у Памятника освободителям прошел 13 октября 1991 года. Он был посвящен дню освобождения Риги от нацистов. Организаторами мероприятия были депутаты Рижского городского совета. И в дальнейшем противоречия, намечавшиеся между "Равноправием" и Соцпартией, не мешали проведению торжества в честь Победы. Однако по-настоящему всенародно праздник стал проходить с 1998 года, когда "Равноправие" по итогам выборов получило заметное представительство в Рижской думе. Об этом Baltnews рассказала бывший депутат от "Равноправия", биолог Татьяна Емельянова.
– Г-жа Емельянова, как тогда удалось добиться проведения мероприятий в честь Дня Победы?
– Это было время, когда можно было договориться по-человечески с коллегами из Рижской думы. Тогда у власти в латвийской столице были люди, которые что-то значили в советское время, обладали необходимым авторитетом. С ними легко можно было найти общий язык.
Например, тогдашний градоначальник Андрис Берзиньш – выпускник факультета философии и истории ЛГУ, в годы Латвийской ССР был учителем истории. Он был замечательный, общительный человек, очень добродушный. С ним приятно было общаться. Многие решения удавалось принять и с помощью известного кинорежиссера Алоиза Бренча, который также избирался в столичное самоуправление.
– Как все начиналось?
– Все с чистого листа. Все наши люди были энтузиастами своего дела. Еще восьмого мая заступали на утреннее дежурство. Мало ли, какие хулиганы нагрянут. Помню, что постоянно были на ногах, решали многочисленные организационные, технические вопросы.
И еще тогда, до официального вступления в силу договора между Россией и Латвией о совместном уходе за памятниками, наши группы добровольцев отправлялись на места братских захоронений и приводили их в порядок. Много тогда по всей столице и по всей стране проходило субботников. И все без оглядки на денежное вознаграждение.
Нанимали, конечно, только специалистов в конкретной сфере, например, техников, монтажников, а все остальное – коллективные усилия людей – детей и внуков советских фронтовиков.
– Это был еще до создания самими активистами "Равноправия" фонда "Девятое мая"?
– Да, конечно. Тогда материального ресурса было сравнительно немного. Правда, посольство России помогало всегда. Потом, уже позже, последовала поддержка из столичного бюджета, но поначалу все проходило на общественных началах. И это в условиях, когда национализм крепчал, а на уровне правительственных структур принимались крайне антирусские решения. Одним из самых деятельных и талантливых организаторов праздника Победы у Памятника освободителям был Юрий Алексеевича Петропавловский, светлая ему память. Жаль, что сегодня его нет с нами.
– Как развивалась традиция в дальнейшем?
– Масштаб нарастал. Все больше людей приходили к памятнику, возлагали цветы. Концерты становились продолжительнее. Конечно, я всегда говорю – праздник делают в первую очередь люди. Всегда приятно было смотреть на радостные лица людей, которые идут нескончаемой колонной почтить память своих ветеранов. У меня тоже есть два моих ветерана – родной дядя Николай Алексеевич Деревянко, который долгие годы служил на Балтфлоте в Таллине, и отец Александр Дорофеевич Штейн, из немцев, профессиональный военный, участвовавший в боях Великой Отечественной войны. У каждого в сердце крупица исторической памяти.
– Что произошло в 2009 году?
– В 2009 году к власти в Риге пришли совсем другие люди. И тут важно отметить такой нюанс – когда мы были организаторами всенародного празднества, то давали слово со сцены всем. В том числе и политическим оппонентам. А новые власти в лице Нила Ушакова сразу же после выборов отстранили всех зачинателей традиции празднования Победы. Не предоставили слова и нигде не упоминали.
А что происходит сегодня в Рижской думе – особый вопрос. Непонятно, с кем договариваться. Ушли те простые человеческие отношения, когда можно было со всеми коллегиально договориться.
– Как поменялась история празднования Победы в связи с коронавирусом и прочими делами?
– Честно говоря, по прошлому году я видела – было столько же людей, сколько всегда. И если кто-то говорит, что, мол, на порядок меньше, то это не совсем соответствует действительности. Наоборот, русская община даже в сложных условиях чрезвычайного положения продемонстрировала, как можно праздновать такие знаменательные даты. Аккуратно, интеллигентно, с соблюдением социальной дистанции. И то, что стремление людей каждый год 9 мая приходить к Памятнику освободителям, не исчезает, говорит о том, что эта традиция – неотъемлемая часть всех нас.
Руководители политической партии "Равноправие" и многочисленные общественные активисты заложили традицию празднования 9 мая в Риге именно в 1998 году. Тогда от Дома Печати к площади Победы прошло масштабное шествие. На сцене возле памятника состоялся многочасовой митинг с концертом, а вечером прошел праздничный салют. По различным оценкам, в тот день у Памятника Освободителям собралось от тридцати до пятидесяти тысяч человек. В дальнейшем с каждым годом число празднующих День Победы в Задвинье увеличивалось. Со временем праздник Победы стал символом русской национально-культурной идентичности.
"Равноправцы", получив весомое преимущество в столичном органе власти, договорились с мэром Андрисом Берзиньшем выделить денежные средства на реставрацию Памятника освободителей, пострадавшего в результате теракта 6 июня 1997 года. Однако в копилке русских депутатов Рижской думы значится еще одно достижение.
Татьяна Жданок, депутат Рижской думы от "Равноправия", а ныне – депутат Европейского парламента от Русского союза Латвии, в свое время инициировала проверку договора, заключенного Рижской думой. Согласно этому договору, власти города фактически давали добро на устроение за Памятником освободителям гольф-клуба. Утверждается, что в планах некоторых предпринимателей было и строительство на площади Победы колеса обозрения. Все эти решения продвигались под шумок, без привлечения к ним лишнего внимания со стороны столичного населения. Благодаря усилиям "Равноправия" к проверке договора удалось привлечь ревизионную комиссию.
Представители этой думской фракции заставили прервать договор, разработанный и подписанный с нарушениями закона. По всей видимости, логика националистов была следующей – не удалось физически расправиться с памятником, нужно подобраться к нему тихой сапой.
– Спасибо за беседу!
Как праздник организовывают сейчас
Сегодня, в условиях некоторой неопределенности, за заботу о внешнем виде Памятника освободителям взялись представители Русского союза Латвии. Активистка Татьяна Андриец, студентка Даугавпилсского университета и одновременно Санкт-Петербургского государственного университета, уже второй год подряд организует субботники по уборке территории на площади Победы. О своей деятельности и воевавших предках она рассказала Baltnews.
– Г-жа Андриец, в каком состоянии Памятник освободителям находится сегодня? И почему так важно организовывать субботники у монумента Победы?
– В 2020 году работы было много. Уже деревья даже росли прямо на камнях. Пришлось много поработать. В этом году немного легче, но все равно есть куда применить силы.
Памятник сейчас в ужасном состоянии, плиты отваливаются, но с этим я ничего сделать не могу. А организую субботники, потому что это то малое, что я могу сделать, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Я считаю, что неправильно, что мы часто вспоминаем об их подвиге раз в год, возлагаем цветы, и наша душа спокойна. Я считаю, что это нужно делать не только на 9 мая, но и в другие дни. Долг потомков победителей – приходить к памятникам советским солдатам, следить за их чистотой. И обязательно помнить про наших ветеранов. К сожалению, из-за пандемии в этом году мы не смогли к ним поехать и навестить их, чтобы не рисковать их здоровьем. Их осталось так мало...
– Как сегодня в Латвии русские молодые люди относятся к исторической памяти?
– На мой взгляд, сегодня большая часть молодежи, к сожалению, знает о Великой Отечественной войне очень приблизительно. Если даже в России в учебниках по истории ничего не написано про Сталинградскую битву, то что уж говорить про Латвию. В латвийских учебниках вообще о подвиге советского солдата не сказано ни слова, а героями называют легионеров Ваффен СС.
Однако есть и немало молодежи, которая достаточно образована и знает об основных событиях Великой Отечественной войны, о вкладе и великой жертве нашего советского солдата. Это, конечно, зависит от семьи, от того, как родители воспитали ребенка.
Вспоминаю, как в 2012 году в детский садик Pucīte, который, кстати, находится в ста метрах от моего дома, пришли гости, переодетые в форму латышских легионеров, со свастикой на рукаве, и преподали детям "урок патриотизма", выдав им вместо игрушек оружие Второй мировой войны. Так что в Латвии (да и не только в Латвии) воспитанием исторической памяти должны заниматься в семье. Государство точно не помощник.
– Кто из ваших предков воевал в Великую Отечественную войну?
– Мой прадедушка, Николай Мефодьевич Загребельный (1918-1947), был шофером, прошел всю войну, а после войны его убили "лесные братья". "Лесные братья" расстреляли его прямо в центре Риге, пока он вез начальство куда-то. Ведь не секрет, что в Прибалтике была особая ситуация. Здесь война продолжалась и после войны… Но наши солдаты, наши деды и прадеды победили и тогда.
Еще раз повторю, что обязанность всех нас – помнить и чтить великий подвиг советских солдат. Они многое вынесли на своих плечах – нам этого даже не снилось. Наша задача – сделать все, чтобы связующая нить исторической памяти не прервалась. Чтобы свеча не угасла… И кто знает – может быть, настанет день, когда возле Памятника освободителям в Риге будет зажжен Вечный огонь – так же, как и в Даугавпилсе. Уверена, что наш город уже давно этого заслуживает.