"Подтасовки" в ответ на День Победы. Как правящие пытаются обелить латышских эсэсовцев

Шествие легионеров в Риге, 16 марта 2019
© Sputnik

Тема: Героизация нацизма в Прибалтике

Свежий опрос показал, что 52% населения Латвии поддерживает чествование легионеров Ваффен СС. Латвийский историк считает, что публикация таких результатов – ответ властей на события 9 мая в Риге.

Больше половины жителей Латвии поддерживают чествование латышских легионеров Ваффен СС. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного исследовательским центром SKDS.

Латвийский историк, координатор Совета общественных организаций Латвии (СООЛ) Виктор Гущин полагает, что результаты опроса искажают "картину реальности", и считает их сфабрикованными.

По мнению эксперта, публикация таких результатов направлена на то, чтобы напомнить населению, устроившему масштабное празднование 9 мая в этом году, какой версии истории официально придерживается Латвия.

"Я думаю, что это попытка представить в положительном свете то, что делает правящая элита в плане политической и историко-культурной реабилитации латышского добровольческого легиона Ваффен СС после фактически всенародного празднования 9 мая 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В этом году получилась действительно очень массовое празднование", – пояснил Гущин сказал он в беседе с Baltnews.

Опубликованным результатам опроса историк не верит. Он отметил, что правящие элиты организовывают мероприятия, посвященные памяти легионеров Ваффен СС не только на уровне государства, но и на местном уровне. Тем не менее большая часть жителей Латвии не поддерживает идеи правящей коалиции.

"Здесь у нас получился полный идеологический раскол между властью и народом. Власть демонстрирует необходимость чествования легионеров Ваффен СС, а народ в подавляющем своем большинстве – нет. Не будем говорить о том, что есть русофобы и открытые неонацисты, в том числе латышская молодежь", – пояснил он.

"Но, по моим оценкам, большая часть населения Латвии официальную политику латвийского государства в отношении пересмотра итогов Второй мировой войны не поддерживает, с этой точки зрения итоги этого опроса я расцениваю как фейк, как подтасовку, как желание принизить значение того, что у нас состоялось 9 мая".

В рядах политиков тоже не все гладко. Сотрудникам полиции и главе МВД Сандису Гиргенсу пришлось объясняться, почему всех, кто пожелал возложить цветы к Монументу освободителям Риги, не разогнали, несмотря на то что пришедшие соблюдали эпидемиологические требования. Тогда Гиргенс заявил, что Латвия – демократическое государство, где каждый имеет право чествовать своих героев, и ничего противозаконного в возложении цветов к памятнику нет, а за соблюдением правил следили строго.

Гущин отметил, что поступок Сандиса Гиргенса действительно достоин уважения: "Его полемика с Кришьянисом Кариньшем – фактически противопоставление своей позиции общей позиции правящей элиты. Эта его позиция достойна уважения. Я всегда считал и считаю, что далеко не все из числа тех, кто находится в числе правящей элиты, разделяют официальную идеологию пересмотра итогов Второй мировой войны. И, на мой взгляд, то, как повел себя Сандис Гиргенс, подтверждает это".

Ранее руководитель организации Арнис Кактиньш в Twitter опубликовал статистику ответов опрошенных респондентов за четыре года: 1999, 2009, 2014 и 2020. Согласно этим данным, 52% всех опрошенных поддержали позицию: "Я считаю, что латышских легионеров надо чествовать". 20% респондентов полностью согласны с утверждением, еще 32% – скорее согласны.

Кактиньш указал, что за прошедшие 20 лет процент сторонников чествования эсэсовцев увеличился.

"Посмотрите, как на оси времени выглядит отношение общества к легионерам. В этом году тех, кто считает, что латышских легионеров нужно чествовать, немного больше, чем двадцать лет назад", – написал он.

При этом число респондентов, которые категорически не поддерживают подобное, достигло своего исторического минимума – 16%. В 1999 году их было 20%. Еще около 32% респондентов высказались против мероприятий в честь эсэсовцев, но не так категорично. Отметим, что в 1999 году таких латвийцев было 38%.

Ссылки по теме