"Праздник единения". Почему День Победы для русских – это как Пурим для евреев

Пятиконечную звезду со свечами установил у памятника Освободителям Латвийский антинацистский комитет
© Sputnik

Александр Гильман

Тема: Русские Латвии

Каждый год празднование День Победы в Латвии сопровождается длительной перебранкой с националистически настроенными гражданами. Между тем латвийским патриотам можно объяснить этот день через очевидную аналогию с похожим праздником другого народа – еврейским Пуримом.

Каждый год празднование 9 мая в Латвии сопровождается длительной перебранкой. Патриотически настроенная латышская общественность возмущается, требуя запретить оргию и снести "неправильно заточенный карандаш" в Задвинье, как символ советской оккупации. В ответ сотни тысяч отмечающих праздник рассказывают о важности разгрома нацизма, ужасах, ожидавших нашу страну в случае триумфа гитлеровцев, и самоотверженном героизме победителей.

Как и все аналогичных споры, этот компромиссом закончиться не может. И здесь я (автор Александр Гильман – прим. Baltnews) в первую очередь вижу ошибку нашей стороны. Она заключается в том, что мы стараемся оспорить миф, созданный официальной историографией Латвии и прочно закрепленный в головах оппонентов. Между тем вполне можно объяснить праздник, не разрушая этого мифа, – через очевидную аналогию с очень похожим праздником другого народа.

День Победы у памятника Освободителям в Риге
© Sputnik
День Победы у памятника Освободителям в Риге

Я говорю о еврейском Пуриме. Будучи убежденным атеистом, я, конечно, не отмечаю этот праздник, как и любой другой в любой религии. Но это не исключает осознания, откуда он взялся и почему важен.

Как и День Победы, Пурим имеет историческую подоплеку. То ли в четвертом, то ли в пятом веке до нашей эры в могущественной Персидской империи жила богатая и влиятельная еврейская диаспора. Некий еврей Мордехай был важным советником царя Артаксеркса. Другим ведущим чиновником был Аман, по национальности амаликитянин. Разумеется, при любом дворе неизбежно соперничество, и Аман убедил Артаксеркса не только прогнать Мордехая, но и убить всех евреев Персии.

Однако любимой женой царя была племянница Мордехая Эсфирь. Почему-то царь не знал, что она тоже еврейка – не ищите в исторических мифах логики. И Эсфирь убедила любящего мужа не только отказаться от еврейского погрома, но и казнить злоумышленника Амана. Более того, в соответствии с дикими древними нравами евреям разрешили убить своих врагов. В результате погибли не только десять сыновей Амана, но и еще 76 тысяч человек.

Торжества, посвященные еврейскому празднику Пурим
© Sputnik / Георгий Куролесин
Торжества, посвященные еврейскому празднику Пурим

И вот в память этих трагических событий евреи уже 2400 лет отмечают Пурим – самый веселый праздник, довольно неожиданный в мрачной иудейской религии. Положено напиваться допьяна и закусывать треугольными пирожками с маком, которые называются "уши Амана".

Разумеется, с современной гуманной точки зрения праздник совершенно варварский. Критики иудаизма его не устают обличать. Но эта проблема не считается политически актуальной. Никто не пытается осудить Израиль и заставить его выплачивать компенсации несчастному амаликитянскому народу.

Потому что в мире есть понимание: любая история всегда превращается в миф. Сегодня ученые могут только сказать, что действительно существовала Персидская империя с еврейской диаспорой, а при дворе плелись интриги. Неизвестно даже, какой из нескольких Артаксерксов упоминается в мифе, а тем более, была ли у него жена Эсфирь. И наверняка число жертв преувеличено, потому что древним людям казалось очень круто совершать массовые расправы, они ими хвастались.

Еврейская история полна трагедий, гонений и жертв. И потому естественно, что людям нужен хоть раз в году веселый праздник, посвященный очередному спасению от очередной расправы. Они ликуют и никого не призывают присоединяться. Если у амаликитян есть возражения, то они вполне могут устроить себе траурный день – им тоже никто мешать не будет.

Давайте проведем параллели с Днем Победы. В наш адрес раздается два главных упрека: во-первых, надо не радоваться, а скорбеть, во-вторых, делать это 8, а не 9 мая.

Это очевидная амаликитянская логика. Есть анекдот о недалеком французе, который приезжает в Лондон на вокзал Ватерлоо и недоумевает, почему такой красивый вокзал назван в честь поражения. Примерно так же рассуждают наши соседи – их победили, а тут какие-то враги веселятся. И еще делают это почему-то одновременно с геополитическим противником.

Кстати, амаликитянский день в Латвии является официально отмечаемым 8 мая Днем разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны. Вывешиваются флаги, государственные деятели возлагают цветы на кладбищах. Никто им не мешает, никакой критики за такое отмечание я не встречал. 

Но 9 мая – совсем другое дело. И потому что это столь же радостный праздник, как еврейский Пурим, и потому что он отмечается всеми, кто относит себя к русскому миру. Так и Пурим празднуют те, кто считает себя частью еврейского мира.

Надо понимать, что сейчас как раз тот момент, когда Победа из актуального события новейшей истории неумолимо переходит в стадию мифа. Память человеческая так устроена, что нам очень трудно любить людей, которых мы никогда не видели. 

Вот шагает "Бессмертный полк" с фотографиями фронтовиков. Но уже очень часто люди несут портреты тех, кого они в живых не застали – просто героев-освободителей. Сотни активистов ухаживают за могилами погибших солдат – но и этих солдат уже мало кто помнит живыми.

Великая Отечественная – вероятно, главная война в истории России. Но она не единственная, и ей суждено перейти в разряд исторических событий, которые уже не являются частью семейной хроники. Никто не помнит лично участников Куликовской битвы или войны с Наполеоном – и  когда-то Вторая мировая займет место одной из этих войн, очень важных для российской истории. 

Будет ли тогда отмечаться праздник Победы в Риге так же широко, как сегодня? Не сомневаюсь. Потому что уже сегодня главная мотивация приходящих к памятнику 9 мая – показать: мы тогда были правы. Не просто одержали очередную победу – сумели напряжением всех сил одолеть врага, стремившегося уничтожить наш народ.

Акция "Бессмертный полк" в Риге, 9 мая 2019
© Sputnik
Акция "Бессмертный полк" в Риге, 9 мая 2019

Да, сегодня нам приходится несладко – вот амаликитяне нам запрещают обучение на родном языке. Но судьбоносная победа дедов и прадедов остается с нами. И вдохновленные их героизмом, мы себя сохраним.

Очень важно, что мы празднуем вместе с Россией. Потому что этим показываем – мы единый многонациональный народ, хотя и разделенный текущей политической ситуацией. Но мы были едины тогда и демонстрируем единство сейчас – пусть через границу. 

Россию постоянно упрекают, что там чрезмерно раздувается победный миф, который используют хитрые политики для укрепления собственной власти. Не вижу в этом ничего плохого. Народу нужен праздник, и День Победы объективно подходит на роль главного лучше всего. А обязанность любой власти – удовлетворять чаяния народа.

В социальных сетях много сравнивали нынешний скромный "карантинный" День Победы с прошлогодними, когда над площадью гремела музыка и стоял шашлычный дым. Мне этот упрек кажется ханжеским – праздник есть праздник, им надо наслаждаться. Если эта музыка и шашлыки позволяют кому-то лучше почувствовать себя частью огромного целого – пусть будет так.

Поэтому нет смысла спорить с латышскими историческими мифами, стремиться кого-то привлечь на свою сторону. Пурим, как и любые прочие еврейские праздники в диаспоре, хорош тем, что его празднуют только свои. 9 мая этим на него очень похоже – в этом году даже полиция делала объявления на русском языке. 

Люди разные. Конечно, им надо искать компромиссы: двухобщинное государство подобно коммунальной квартире, где две семьи теснятся в одной кухне и ванной. Но праздники мы же отмечаем в своей комнате. И зовем на них друзей и родных, а не соседей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме