Что ждут в мире от встречи Путина и Байдена

Флаги России и США на мосту Монблан в Женеве, вывешенные в преддверии саммита президента России Владимира Путина и президента США Джо Байдена
© Sputnik / Сергей Гунеев

Предстоящая встреча российского и американского лидеров не внушает оптимизма. О "разрядке" говорить не приходится, речь идет об установлении правил конфронтации, считают политологи.

Встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена пройдет в четверг, 16 июня, в Женеве. Грядущее событие обсуждали на всевозможных площадках, об этом событии писали СМИ, свои оценки давали эксперты и политологи. Ни для кого ни секрет, что российско-американские отношения на данном этапе категорически испорчены и грядущая встреча лидеров должна стать поворотной точкой нового витка, но куда он приведет, говорить пока рано.

Последние двусторонние переговоры между Россией и США прошли в 2018 году в Хельсинки. Тогдашний президент США Дональд Трамп и президент России Владимир Путин также встретились для обсуждения целого круга насущных вопросов, однако никакого прорыва так и не произошло.

По итогам встречи 2018 года стороны никаких особых договоренностей, способных перезапустить российско-американские отношения, достигнуто не было. По оценке ряда западных политологов и СМИ, саммит был "победой" Путина, что, однако, не помешало Трампу следовать своему курсу "Америка превыше всего" со всеми вытекающими из этого последствиями.

Иллюзий по поводу встречи Путина и Байдена в Женеве также питать не стоит. Отношения США и России находятся на той стадии, когда переговорами ситуацию не спасешь.

"Основная причина, по которой саммит 2021 г. вряд ли приведет к сенсационным результатам, заключается в том, что отношения, как все признают, напряжены почти так же, как в 1980-х гг., и продолжают ухудшаться. Другими словами, успех порождает успех, а неудача порождает неудачи", – говорится в статье профессора государственного управления Гарвардского университета Тимоти Колтона, опубликованной в издании "Россия в глобальной политике".

Профессор также отмечает, что оценить результаты переговоров можно будет только в том случае, если у встречи 16 июня будет хотя бы один или два конкретных результата.

Декан Школы общественных и международных отношений при нью-йоркском Колледже Баруха Дэвид Бердселл в беседе с корреспондентом ТАСС высказался в аналогичном ключе. По его словам, многого от встречи ожидать не стоит, но есть шанс достичь договоренностей по некоторым насущным вопросам, таким как, например, климатическая повестка, контроль над вооружениями, но жить и дальше придется в условиях конфронтации.

"Я не ожидаю многого в том, что касается конкретных соглашений, от предстоящей встречи, хотя и могут быть какие-то договоренности, прежде всего, по представляющим общий интерес вопросам – изменению климата, распространению вакцин от коронавируса, возможно, по контролю над вооружениями. В более широком плане я ожидаю, что лидеры двух стран продемонстрируют, что они смогут жить друг с другом в условиях напряженных отношений в ближайшие годы", – заявил он.

Главный редактор журнала The Nation Катрина ванден Хувел в статье в издании The Washington Post написала о том, что переговоры двух лидеров могут обратить вспять полную деградацию, которая сейчас характеризует российско-американские отношения.

"Трудно преувеличить тяжелые глобальные последствия, если отношения между США и Россией продолжат ухудшаться. Бывший министр обороны Уильям Перри заявил, что в последние годы вероятность крупной ядерной катастрофы стала даже выше, чем во время холодной войны. Но международное партнерство имеет ценность не только в целях предотвращения войны. Отсутствие сотрудничества может также препятствовать возможностям урегулирования существующих глобальных кризисов – и последствия могут быть жизненно важными. К счастью, этот саммит дает Соединенным Штатам и России шанс ослабить напряженность и начать работу по восстановлению своих глубоко разрушенных отношений", – написала она.

По мнению обозревателя Le Figaro Рено Жирара, у американского и российского лидера есть общий интерес, поэтому переговоры вряд ли будут провальными.

"Помимо идеологических разногласий, у Джо Байдена и Владимира Путина есть общий интерес, о котором открыто заявляет Байден и о котором Путин не говорит: замедлить подъем Китая", – написал он, акцентируя внимание на то, что, несмотря на дружеские отношения России с Поднебесной, Москва относится к Пекину с подозрением.

Автор The New York Times Серж Шмеманн провел аналогию с саммитом Рейгана и Горбачева в 1985 году, который также проходил в Женеве. Он указал, что грядущие переговоры при любом раскладе можно считать достижением, так как оба лидера признают, что двусторонние отношения находятся в глубоком кризисе.

Вице-спикер Совфеда Константин Косачев на своей странице в Facebook написал, что саммит в Женеве должен внести ясность в вопрос, есть ли у человечества право выбора или пресловутый "порядок, основанный на правилах", так и будет навязываться ему "коллективным Западом". Если второе, то деградация международных отношений неизбежна, подчеркнул он.

России и США предстоит "разобрать завалы", заявили в Кремле накануне встречи. "Многие вопросы нужно проговаривать, чтобы перезапустить рабочие процессы. <...> Чтобы разобраться, насколько сильны противоречия... нужно сесть за стол переговоров, это сегодня и произойдет", – заявил пресс-секретарь России Дмитрий Песков.

Напомним, первый саммит Путина и Байдена пройдет сегодня на вилле Ла Гранж в Женеве.

Ссылки по теме