Группа депутатов Европейского парламента (ЕП) призвала расследовать с точки зрения антимонопольных норм действия "Газпрома", которые якобы привели к росту цен на газ в Европе. Об этом сообщил источник в ЕП, передает ТАСС.
"Группа из 40 евродепутатов из Польши и государств Балтии обратились в Еврокомиссию с официальным запросом о проведении антимонопольного расследования против "Газпрома" за действия, которые могли привести к росту цен на газ в Европе", – сообщил источник.
В то же время представитель Еврокомиссии Вивиан Лунела, сообщила, что ЕК считает рост цен на газ в Европе совпадением ряда объективных факторов.
Политолог Алексей Анпилогов в разговоре с Baltnews напомнил, что Еврокомиссия по европейскому законодательству является исполнительным органом, который принимает директивы, обязательные к исполнению в Евросоюзе, и "Газпром" на территории ЕС подчиняется правилам Еврокомиссии.
"Это было абсолютно ожидаемо, и понятное дело, что здесь депутаты Европарламента действуют исходя из своих политических убеждений. Долго они боролись они с "Газпромом", и результатом явилось повышение цен на газ в Европе", – отметил Анпилогов.
"Главное, что сейчас действует на повышение цен, – это, безусловно, те ограничения, которые последовательно накладывались на "Газпром" в рамках Третьего энергопакета ЕС. Это достаточно сложное и комплексное антимонопольное законодательство, и оно ограничивает естественные монополии, в частности, "Газпром".
Ограничивает достаточно специфическим образом, пытаясь создать конкуренцию повсюду, в том числе в вопросе добычи, транспортировки и продажи природного газа. Широко обсуждаемые ограничения для "Северного потока–2" – это как раз результат действия Третьего энергопакета ЕС. Там есть положение, по которому транзитеры газа не должны быть теми же самыми компаниями, которые добывают газ. Если они все-таки связаны юридически, то 50% мощности газопровода должны резервироваться под газ третьих компаний", – пояснил эксперт.
В этом случае законодательство ЕС вступает в противоречие с российским, по которому "Газпром" является единственным экспортером из Российской Федерации на текущий момент, напомнил политолог.
ЕС, по сути дела, запрещает эти 50%, и таким образом создается искусственный дефицит на европейском газовом рынке.
"Северный поток–2" рассчитан на 55 млрд куб. м газа, из них 27 фактически исключаются, хотя они могли бы помогать ЕС в решении топливного кризиса, заметил Анпилогов.
Объективные предпосылки кризиса
Рынок природного газа с появлением технологии СПГ стал глобальным, объяснил политолог.
"То есть, в отличие от газопровода, который имеет точку входа, СПГ-танкер может плыть куда угодно. И поэтому компании, продающие СПГ, на которые, кстати, рассчитывали ЕК и ЕП на момент принятия Третьего энергопакета, отправляют газ туда, где это выгодно. А сейчас его выгодно отправлять в Юго-Восточную Азию".
В Юго-Восточной Азии тоже есть крупные потребители газа, добавил он, и сейчас у них возникла проблема: из-за погоды низкий уровень выработки на ГЭС, у Японии на повестке вопрос атомной энергетики. Из-за этого цены в регионе в среднем на 100 долларов за тысячу кубометров больше, чем в ЕС.
"При этом ни Китай, ни Южная Корея, ни Япония не обвиняют "Газпром" в том, что у них растут цены. Это объективный процесс, который происходит во всем мире. И на это намекает Европарламенту Еврокомиссия: ребята, давайте не завираться, у нас на самом деле еще одни из самых низких цен в мире, Юго-Восточная Азия платит еще большую цену".
"Газпром", подчеркну, – это трубопроводный оператор, он сейчас только строит заводы СПГ. А вот кто подставил Евросоюз – это те самые поставщики СПГ, которых рассматривали как конкурентов "Газпрома". Это, в первую очередь, Катар, США, которые просто перенаправили свои танкеры в Южную Корею, Японию, Китай и там сейчас с премией продают СПГ".
"Понятное дело, обвинять США в том, что они не выполнили свои обязательства, не входит в политические убеждения, которые исповедует эта группа депутатов Европарламента", – заключил Анпилогов.