Сто причин против, ни одной – за. Почему России неинтересно "нападать" на Латвию

Флаг России на фоне памятника Свободы
© Sputnik / Sergey Melkonov

Александр Филей

Недавно в Риге вновь раздались страшные слова о "российской угрозе". Но если хоть на секунду включить логику, то станет понятно, что у Москвы нет ни одной причины захватывать Латвию.

Министр обороны Латвии Артис Пабрикс недавно вновь заявил, что Россия якобы представляет собой растущую всеобъемлющую "угрозу" для Латвии. Такие заявления – не новость, схема стара как мир. 

Игра эпитетами в министерском дискурсе тоже не вызывает удивления. "Угроза" определена как "растущая и всеобъемлющая". И здесь легко моделируется цепочка: "боится – значит, уважает; уважает – значит, любит".

Вывод: Пабрикс и сотни чиновников разных уровней и мастей из министерств обороны всех трех республик Прибалтики любят Россию. Но "странною любовью". Хотя бы по той причине, что Москва фактом своего существования не оставляет их без кормовой базы.

"Российская угроза" как гарант стабильности

Ссылка на "кремлевскую агрессию" дает возможности для регулярного заработка. Как в приватных кулуарных беседах заявляют сами чиновники вооруженных сил: "Если мы перестанем говорить о России, нам как минимум урежут финансирование, а как максимум – уволят".

Получается, что бороться станет не с кем, а коли так – половину штата можно смело сокращать. И гарантированный паек улетучится. Каждый выход Артиса Пабрикса к микрофону – это тысячи рабочих мест. Вот где слова в прямом смысле становится золотыми.

Ведь сколько раз твердили миру умудренные жизненным опытом эксперты, что лучший выход для прибалтийского региона – это его безоговорочная демилитаризация. Кстати, это помогло бы Латвии, Литве и Эстонии сохранить пусть шаткий, но суверенитет, еще во второй половине 1930-х годов. 

Кто нападает на Швейцарию, Андорру или Люксембург? Никому и в голову не придет этого делать. Хотя формально эти государства нейтрализовали свой армейский потенциал. Для Латвии же оборона – "священная корова". Поэтому все предполагаемые коррупционные хулиганства, которые проворачиваются в профильном министерстве, сходят чиновникам с рук.

Артис Пабрикс
Артис Пабрикс

Но все-таки поражает то, что словам Пабрикса до сих пор еще кто-то верит, не задумываясь о целесообразности борьбы за Прибалтику.

Зачем России современная Латвия?

Если кто-то хочет воевать, то он воюет за ресурсы. За землю, за полезные ископаемые, за индустриальное наследие, за экономические мощности. В конце концов – за выход к морю.

В свое время Гитлер и его западные союзники расчленили Чехословакию. Понятно, зачем. Эта страна образца 1938 года обладала грандиозным промышленным потенциалом. И почти весь этот потенциал оказался в руках у Гитлера, как перезрелое яблоко. С чехословацким ВПК Третий Рейх в одночасье стал самой могущественной европейской державой. И мечты фюрера сбылись.

Сегодняшняя Латвия – это не та межвоенная Чехословакия. Вся ее промышленность была погублена ею же самой еще 25 лет назад. И с точки зрения индустриального багажа, Латвия не представляет никакого интереса. Ибо нет этого багажа уже давно. Сегодня закрывается последнее. Так за что воевать-то?

Может быть, земли Латвии изобилуют бесценными природными ресурсами? В свое время бывший глава Ирака Саддам Хусейн начал интервенцию в Кувейт, потому что ему срочно нужно было поправить экономическое положение после затяжной войны с Ираном и заполучить неисчерпаемые запасы кувейтской нефти.

Не исключено, что в Латвии тоже есть неисчерпаемые запасы энергоносителей, ради которых стоит обнажить меч. Однако даже если в глубинах латвийских недр плещутся нефтяные ручьи, то их уже четверть века назад выкупила какая-то скандинавская компания. А бурить скважины ради нескольких капель черного золота – жутко нерентабельный процесс.

Природный газ? Тоже увы. А, я (автор Александр Филей – прим. Baltnews) понял – наверное, торф. В Латвии ведь есть торфяники. Конечно, Россия давно и упорно "нацеливается" на залежи латвийского торфа под Седой. Как это мы раньше не догадались! Топазы, алмазы, пириты, бокситы, серебро, слоновая кость имеются в наличии? Нет. Так зачем вы тогда нужны, если с вас нечего взять, кроме торфа, песка и доломита? 

Может быть, кое-что иное привлекает внимание российских военных стратегов? Американцы два десятка лет назад вторглись в Афганистан не только ради построения демократического общества, но и для того, чтобы курировать афганский наркоплацдарм.

Собственно, ради этого же западные державы в свое время колонизировали Китай. Наверное, у Кремля аналогичные "замыслы" в отношении Латвии? Пещеры есть, холмы есть – прекрасные места для организации подпольных нарколабораторий.

Однако здесь тоже огорчение – Россия никогда не занималась международными наркопоставками, в отличие от стран Запада. А сегодня она борется с наркодилерством так, что уличенным в такого рода преступлениях не позавидуешь. После ужесточения законодательства тем, кто занимается оборотом психотропных веществ, дают по 20 лет. Так что и эта версия тоже несостоятельна.

Интеллектуальный ресурс Пабрикса

Ладно, дадим Латвии еще шанс. Ведь должна же она хоть чем-то быть привлекательна, раз Артис Пабрикс уже который год ночами не спит, мечтая, чтобы Россия соблаговолила страну "захватить". Наверное, россиян привлекает интеллектуальный ресурс гордой Латвии, ведь борьба за интеллект сегодня выходит на новый уровень? "Охота за мозгами" – новая стратегия успеха. О чем-то таком даже президент РФ Владимир Путин недавно говорил.

Однако и здесь придется огорчить товарищей. Интеллектуальный ресурс Латвии в последние годы изрядно истощился. Первая массовая волна миграции была спровоцирована отделением страны от Советского Союза.

Тогда инженеры, конструкторы, физики, химики, биологи, филологи, состоявшиеся в своих профессиональных сферах, поняли, что ничего хорошего ждать не приходится, и купили билеты в один конец. Так они заложили традицию повального отъезда, процветающую в Латвии по сей день.

Молодой, умный, образованный, энергичный – первый кандидат на отбытие. Вот и получается, что ежегодно Латвия теряет один маленький провинциальный городок. Во всяком случае, в доковидную пору так было. И, соответственно, численность населения англо-ирландско-шотландских диаспор латвийцев увеличивается. Ибо если в одном месте убыло, то в другом прибыло. Демография в каком-то смысле работает по принципу сообщающихся сосудов.

Вот и получается, что первым и главным бенефициаром экономического кризиса в странах Балтии является не Россия, а как раз Великобритания. Ведь латвийские молодые люди с хорошими дипломами и горящими глазами едут именно туда: чтобы устроиться, заработать деньги, создать семью и получить гражданство.

Собственно, ради легкодоступной рабочей силы затевался и Майдан на Украине. Сколько неприхотливых гастарбайтеров заполучила Польша, Германия, Италия, Чехия после "революции достоинства"! Бонусов от них – масса: платить много не надо, эксплуатируй сколько хочешь, налоговые отчисления за полулегальных мигрантов делать не требуется, а если что-то не понравится – выписывай расчет. 

Так что опять мимо.

Не быть чиновнику грузчиком

Тогда, может быть, густые балтийские леса являются стимулом для "российских агрессоров"? Но и тут незадача: лесные массивы уже давно плотно окучиваются немецкими и шведскими сельхозконцернами, плотно аффилированными с их национальными банками. Да и густота балтийских лесов, откровенно говоря, изрядно преувеличена. Уж кого-кого, а Россию лесами не удивишь. Там такие заросли – кое-где до сих пор нога человека не ступала.

И все-таки – дадим последний шанс. Давайте предположим, что Россию интересует логистическая инфраструктура и выгодное географическое положение региона. Мол, порты, гавани, склады, терминалы. Но верить в значимость Латвии как транзитного центра – дело неблагодарное. Любому, кто хоть немного в теме, понятно, какими семимильными темпами развиваются портовые комплексы в Усть-Луге и в Калининграде.

Морской торговый порт Усть-Луга
Морской торговый порт Усть-Луга

Вот если бы 15 лет назад кто-то высказал идею, что Россия будет сражаться за право тотального контроля над портами Риги, Вентспилса, Лиепаи, то наивные еще поверили бы. А сегодня – увы.

Нынешнее состояние балтийских портов РФ красноречиво продемонстрировало, что Москва может обойтись без посредничества республик Прибалтики в грузопоставках. Этот поезд уже ушел. Как в прямом, так и в переносном смыслах.

Получается, что Латвия сегодня ничем не привлекательна для России. Война за Прибалтику не имеет ровно никакого смысла, даже если предположить, что это все – сюжет фантастического романа. Ведь даже фантастический роман должен следовать принципам хоть какой-то логики. 

Но Пабриксу законы жанра не писаны. Ему главное – сказать. С тем, чтобы доказать "кураторам" свою полезность и выгодность. Ведь если министр обороны Латвии перестанет твердить, что Россия – "угроза", то зачем он будет нужен? Найдут другого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме