Прошлый год был самым тяжелым для транзитной отрасли в Латвии за все время независимости страны. "Латвийская железная дорога" по объемам перевезенных грузов ушла в минус на 41,9%. Доля транспортировки зарубежных грузов в структуре перевозок ЛЖД составила в прошлом году 67,6%. Их объем – 16,3 млн тонн, что вдвое меньше по сравнению с показателем 2019 года.
В сентябре 2020 года глава "Латвийской железной дороги" Марис Клейнбергс заявлял, что в Латвии произошел спад грузоперевозок из-за того, что Россия перенаправила товаропоток в собственные порты.
Руководство компании начало решать проблемы не самым удачным образом. Так, в целях стабилизации финансового положения ЛЖД фактически отнимали нераспределенную прибыль у своих дочерних структур, за счет чего материнская компания получила дополнительные 19,18 миллион евро.
Самое удивительное заключается в том, что компании также финансово помогает и государство. Для того, чтобы поддерживать ЛЖД в период пандемии, правительство выделило 13 миллионов евро. Однако, похоже, даже это в итоге не помогло, поскольку "Латвийской железной дороге" пришлось увольнять своих сотрудников.
Кроме того, очевидный выход из сложившейся ситуации – это полный демонтаж инфраструктуры с удалением рельсов, закрытием центров управления движением, продажей подвижного состава и закрытием путей.
Так, уже к концу января 2021 года ЛЖД выставила на аукцион больше четырех тысяч тонн металлолома. Речь идет о рельсах, элементах стрелок, креплениях, узлах и деталях подвижного состава. Другими словами, компания находилась и до сих пор находится в крайне отчаянном положении.
Выжить любой ценой
Председатель ЛЖД Марис Клейнсбергс во время переговоров со своим российским коллегой, первым заместителем начальника "Октябрьской железной дороги" Сергеем Дорофеевским, высказал идею о том, как еще можно спасти "Латвийские железные дороги" – фактически отбирать хлеб у автомобилистов.
С транзитными потоками, которые Россия перенаправила в сторону Усть-Луги, уже ничего не поделаешь – они в Прибалтику не вернутся. Но ведь какие-то объемы грузов по-прежнему транспортируются по автомобильным дорогам Латвии и РФ. На них и претендует господин Клейнбергс.
Николай Межевич: скоро весь белорусский транзит будет перевозиться через Усть-Лугу >>>
Пресс-служба латвийской компании указывает: "Представители ЛЖД особое внимание обратили на привлечение дополнительных грузопотоков между Латвией и Россией, чтобы перенаправить грузы с автомобильного транспорта на железнодорожный. Стороны договорились совместно разработать конкурентные предложения для отправителей грузов, пользующихся услугами автомобильного транспорта в перевозках между Латвией и Россией".
Понятно, что инициатива исходила от латвийской стороны. Российские железнодорожники не испытывают большой нужды бороться за грузы, которые перевозятся на автомобилях. А для ЛЖД это один из немногих способов подправить свою неутешительную статистику за 2020 год.
О том, что Латвия как страна-транзитер будет получать больше грузов, речь не идет. Клейнбергс с этим смирился. Его цель – спасти конкретную компанию под названием "Латвийская железная дорога". Пускай даже ценой разорения других игроков на этом рынке.
ЛЖД – заложница русофобской политики своего правительства
Так, руководство ЛЖД использует все возможные средства, чтобы предотвратить свое банкротство, в том числе молит ОЖД о помощи. В частности, Клейнбергс предложил пустить поезд Калининград – Санкт-Петербург через литовский город Каунас и латвийскую столицу Ригу. Он отлично понимает, что вопрос пассажирской связи анклава с "материковой" Россией достаточно серьезен.
Если помочь решить его хотя бы частично, то можно надеяться на определенные послабления в сфере грузовых перевозок.
Вся эта картина выглядит достаточно странно. Латвийское правительство регулярно вводит санкции против России, поддерживая русофобские настроения в Европе и всячески способствуя изоляции России и российских компаний, но при этом ее же компании серьезно страдают от подобного внешнеполитического курса и в результате вынуждены просить помощи у своих российских коллег.
Очевидно, что глубокий кризис, в котором сегодня находится ЛЖД, был вызван не только пандемией COVID-19. Москва начала строить собственную инфраструктуру, которая позволяет создавать рабочие места, новые предприятия и развивать региональную экономику, а также избегать санкционных рисков в условиях напряженных отношений с Западом. Другими словами, Россия попросту сокращает грузопоток через железные дороги и порты Латвии.
Если отдельные политики в Латвии считают, что могут вести гибридную войну с Россией в политической сфере, но при этом оставаться друзьями в торгово-экономической области, то в России с такой политикой двойных стандартов не согласны.
Даже если все идеи ЛЖД (отобрать грузы у дальнобойщиков, пустить поезд Калининград – Санкт-Петербург через Каунас и Ригу) будут реализованы, то шансов на то, что компания начнет хорошо себя чувствовать, практически нет. Пандемия и экономический кризис рано или поздно закончатся, а замену российским грузам Латвии уже будет не найти.
"В ближайшие годы мы ожидаем добиться небольшого роста. Но, скорее всего, он действительно будет скромным, поскольку я не вижу возможностей для замещения объемов грузов из России, которые мы потеряли", – сказал Клейнбергс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.