Геополитическое давление на Россию, связанное с украинским кризисом, не ослабевает. Западные СМИ продолжают писать о якобы имеющихся агрессивных планах Кремля. Вашингтон и Брюссель угрожают введением антироссийских экономических санкций в случае "вторжения".
Однако все чаще в Евросоюзе раздаются голоса, отличные от генеральной линии США и Евросоюза. Какие страны выступают за нормализацию отношений с Москвой? Есть ли политики в национальных правительствах стран ЕС, способные оппонировать сторонникам эскалации? Слышат ли в Брюсселе сигналы противников антироссийского курса? Эти вопросы Baltnews задал ведущим экспертам в области европейской политики.
С кем вы, бывшие союзники?
В конце января о необходимости деэскалации напряженности между НАТО и Россией заговорили сразу в нескольких государствах, бывших когда-то союзниками СССР. В частности, глава Минобороны Болгарии Стефан Янев заявил, что ни один солдат не примет участия в украинском конфликте. Его слова приводит Болгарское национальное радио 26 января.
В МИД Венгрии в свою очередь подчеркнули, что во избежание новой холодной войны Западу следует вести переговоры с Россией, сообщила газета Financial Times 28 января.
А президент Хорватии Зоран Миланович 25 января заявил о намерении отозвать своих военных из контингента НАТО из-за провоцируемой США напряженности.
Призывы к политике умиротворения со стороны Софии, Будапешта и Загреба – реакция на намерение Вашингтона усилить восточный фланг НАТО дополнительными силами.
Это указывает на то, что далеко не все европейские лидеры готовы превратить свои страны в военный полигон. Но насколько самостоятельны они в принятии решений?
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров считает, что демарш Болгарии, Венгрии и Хорватии указывает на отсутствие единства в НАТО и Евросоюзе. Однако перспектив для создания полноценной оппозиции Брюсселю от этих стран эксперт не ожидает:
"Хорошо, конечно, что Хорватия, Болгария и другие страны не спешат полностью бежать за США и англосаксами – инициаторами антироссийской истерии. Но это не значит, что завтра они отделятся от Евросоюза и начнут играть на своем поле. Своего поля у них нет".
По плечу ли Макрону "наполеоновский сюртук"?
Сергей Федоров считает, что в настоящее время самые сильные в европейской политике позиции имеет Франция. По его мнению, наиболее вероятно, что реальные предложения по деэскалации поступят от европейских "тяжеловесов":
"[Президент Франции Эммануэль] Макрон де-факто – политический лидер Европы. Потому что [канцлер ФРГ Олаф] Шольц только пришел к власти и занимает осторожную позицию. Хотя после его встречи с Макроном тоже было заявлено, что ФРГ за диалог с Москвой и за разрешение кризиса на базе Минских соглашений. Тем не менее обе страны угрожают России введением санкций в случае "агрессии".
Президент Франции может стать инициатором примирения Европы и России с целью приобретения имиджа миротворца. Это могло бы придать ему политического веса для реализации своих предвыборных обещаний – сделать политику ЕС автономной от США.
"Макрон для России остается важным визави и переговорщиком. Он старается действовать в рамках миттерано-голлистской политики, которая предполагает автономность Франции и Европы по формуле "Франция – союзник США, но не вассал", – считает эксперт.
Сергей Федоров имеет в виду идеи популярных французских лидеров прошлого: Шарля де Голля и Франсуа Миттерана. Суть их политики заключалась в независимости республики от любой иностранной державы и самостоятельности во внешней политике.
По его мнению, в период председательства Франции в Евросоюзе Москве следует попытаться наладить конструктивный диалог с Парижем:
"России не приходится рассчитывать на дружбу и теплые отношения с ЕС. Однако президент Макрон старается не разделять мейнстрим, а играть автономно. Хотя это тяжело делать, потому что ФРГ полностью зависит от США, я уж не говорю о таких сателлитах как Прибалтика, Польша, Швеция".
Русская ментальность французской оппозиции
Представители французских оппозиционных партий "Отвоевание" (Reconquête) и "Национальный фронт" более жестко критикуют милитаристскую политику США, НАТО и ЕС, а также выступают за сближение с Россией. Сергей Федоров объясняет это так:
"Эрик Земмур ("Отвоевание"), Марин Ле Пен ("Национальный фронт") по французской шкале относятся к ультраправым. Однако если мы почитаем их заявления, программы и книги, то увидим там нормальную консервативную позицию, традиционные ценности, а не видение мира в ультралиберальной повестке, которая доминирует сейчас во Франции. Такие традиционные ценности разделяют большинство россиян".
Похожих позиций придерживается пария "Республиканцы". Федоров характеризует их взгляды так:
"Валери Пекресс, кандидат от республиканцев – правоцентрист, или неоголлист. Она выступает за диалог с Москвой, нормальные отношения и не придерживается психоза, который свирепствует в западных СМИ".
Консерваторы и республиканцы не разделяют антироссийскую риторику и выступают за прагматичный подход. Это созвучно с позицией Москвы, но на предстоящих в апреле 2022 года президентских выборах больше шансов победить у Эммануэля Макрона, считает Федоров.
Германия за мир, но колеблется
Сопредседатель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Норберт Вальтер-Борьянс и премьер-министр федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Мануэла Швезиг выступили за скорейшую сертификацию и запуск российского газопровода "Северный поток–2".
Берлин 21 января запретил правительству Эстонии передавать немецкие гаубицы Украине. Насколько сильны в ФРГ сторонники деэскалации?
>>>Как социал-демократы ФРГ противостоят империализму США
Заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, германист Владислав Белов считает, что делать выводы о позиции ФРГ пока рано. По словам эксперта, среди немецких политиков есть как сторонники, так и противники вооружения Украины.
"[Бывший канцлер ФРГ Герхард] Шредер спровоцировал в Германии острую дискуссию, когда попросил Украину перестать "махать саблями". Уже понятно, что ее итогом станет осуждение "российской агрессии", которой нет. Вопрос о поставках оружия по-прежнему остается открытым. Это решение зависит от консолидированной позиции Социал-демократической партии Германии, которая пока не сформирована", – пояснил Белов.
Сопредседатель СДПГ Ларс Клингбайль поддерживает идею Эстонии вооружать Киев. Коалиционное правительство и Федеральный канцлер Германии Олаф Шольц и его сторонники придерживаются другой линии: никакого наступательного оружия в зоны конфликта. Свободные демократы занимают более конформистскую, проамериканскую позицию. Так видит расклад сил в ФРГ Белов.
Он считает, что ситуация осложняется тем, что сегодня в Европе высказывать альтернативную позицию становится все труднее:
"Шредер высказался – и руководство его же партии собирает голоса чтобы лишить его бюро. Всех несогласных подвергают обструкции за то, что те якобы льют воду на мельницу "агрессора". Это пишется заглавными буквами. Неважно, что никакой агрессии нет, что этот образ создан искусственно Западом".
Италия – сторонник Москвы, но скрытый
Сергей Федоров считает, что среди сторонников конструктивного диалога c Москвой находится и правительство Италии:
"Она всегда была одной из самых влиятельных стран Запада, с Россией поддерживала особые отношения. Вспомните [экс-премьера Италии Сильвио] Берлускони и других премьер-министров. Итальянский бизнес в России широко представлен и хорошо себя чувствует".
"Видеоконференция [президента РФ Владимира] Путина с итальянскими бизнесменами показывает, что Италия занимает прагматичную позицию. Им до Украины большого дела нет. Да, они поддерживают решения Евросоюза о санкциях. Против линии ЕС они, конечно, не пойдут. Но портить отношения с Россией тоже не будут", – пояснил политолог.
Свирепые неофиты НАТО и ЕС
Федоров с сожалением отмечает, что все чаще политику Евросоюза в отношении Россию определяют не политические тяжеловесы – Франция, Германия и Италия, – а более молодые члены НАТО и ЕС: Польша, Эстония, Латвия и Литва.
"Это антироссийски настроенные страны, что только они ни говорили о России в Европарламенте. Задавать тон они мастера. Новобранцы омрачают отношения России и Евросоюза. Польша готова была торпедировать Договор о сотрудничестве между ЕС и Россией из-за забракованной Москвой польской свинины. Теперь, в свете украинского кризиса, Варшава стала еще агрессивнее. Чтобы убедится в этом, достаточно почитать речи [премьер-министра Польши Матеуша] Моравецкого".
По словам Федорова, прибалтийско-польское лобби в вопросе эскалации напряженности в отношениях ЕС и России гораздо сильнее всех сторонников нормализации отношений. Эксперт сравнивает эту ситуацию с голливудским фильмом "Плутовство", где сюжетно обыгрывается американская поговорка "хвост виляет собакой".
Эксперты в области европейской политики Сергей Федоров и Владислав Белов надеются, что разум возобладает и в Брюсселе услышат сторонников политики мира. Автор материала присоединяется к ним и желает скорейшей нормализации отношений России и Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.