На Западе не перестают делать заявления о мифической подготовке Россией "вторжения" на Украину.
Политики и СМИ утверждают, что Москва стянула к границам соседнего государства десятки тысяч солдат, чтобы напасть на него. В связи с этим Североатлантический альянс призывает всех участников военного блока оказать Киеву поддержку в случае начала боевых действий.
Однако по вопросу Украины в альянсе наметился если не раскол, то, по крайней мере, серьезные сомнения в необходимости усугублять и без того напряженную ситуацию. Так, президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что его страна в случае конфликта России и Украины не будет отправлять в зону конфликта своих солдат.
При этом Миланович дал весьма резкие характеристики сложившемуся положению дел. Политику президента США Джо Байдена на российском направлении он называет "непоследовательной и опасной".
"Это не связано ни с Украиной, ни с Россией, это связано с динамикой американской внутренней политики Джо Байдена и его администрации, которых я поддержал, единственный в Европе. <...> Но в вопросах международной безопасности вижу опасное поведение", – говорит глава государства.
Поэтому Хорватия не будет принимать участия в том, что затевает альянс, добавил Миланович.
"Если будет эскалация, то мы выведем из региона последнего хорватского солдата", – заявил президент страны, являющейся полноправным членом НАТО.
Затем Миланович прошелся и по больным местам самой Украины, за что и угодил в список "Миротворца":
"Украине нет места в НАТО. Когда там сменилась власть, это не было демократическим движением, это было госпереворотом, при котором погибло 50 человек. История была такова: Украина идет на Запад, с Россией не советуется, а в ЕС для нее будут мед и молоко. Украина до сих пор одна из самых коррумпированных стран, ЕС Украине ничего не дал".
Последнее должно быть особенно обидным, ведь именно Хорватию киевские власти считают успешным примером – и “решения вопроса” Сербской Краины, и вступления в ЕС и НАТО.
Здесь стоит, однако, заметить, что хотя президент Хорватии является верховным главнокомандующим, он принимает решения далеко не единолично – войска подчиняются Министерству обороны с одобрения парламента. Тем не менее это дало повод для публикаций о том, что президент Хорватии сеет смуту в рядах НАТО.
Во время балканских войн и на пути вступления в ЕС и НАТО Хорватию поддерживала Германия. Но к Украине она явно относится с прохладцей.
Министр обороны Германии Кристин Ламбрехт объявила, что страна поставит Украине 5 тысяч военных защитных касок, хотя Минобороны Украины просило у Германии 100 тысяч касок и бронежилетов. Немцы также обещали прислать полевые госпитали, но не прислали.
Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник похвалил Берлин, но назвал это решение "сугубо символическим жестом" и "каплей в море". "Украина ожидает от федерального правительства разворота на 180 градусов, подлинной смены парадигмы", – подчеркнул он. Мэр Киева Виталий Кличко также возмутился такой оскорбительно вялой помощью: “Что нам отправит Германия в следующий раз в качестве поддержки? Подушки?"
"Почетно и прибыльно": Киев не хочет выходить из амплуа "жертвы агрессивной России" >>>
На прошлой неделе министр обороны Ламбрехт заявила: вооружать Украину – не лучший способ урегулировать конфликт. Канцлер Германии Олаф Шольц, в свою очередь, сообщил, что власти не планируют отправлять летальное вооружение Украине:
"Если дойдет до военной агрессии, то это будет иметь тяжелые последствия. Какие конкретные меры мы тогда примем, мы будем обсуждать в соответствующее время. У правительства ФРГ четкая позиция по вопросу экспорта оружия. Экспорт летального оружия из Германии в последние годы мы не поддерживали".
Ранее Германия заблокировала передачу из Эстонии Украине гаубиц Д–30 калибра 122 мм, произведенных в ГДР. Кроме того, Германия отказывалась поставлять Украине системы ПВО, части противокорабельных ракет и корветы. Вот так бундесвер прикрывает Украину от "российского вторжения".
Заметим также, что еще в декабре генсек НАТО Йенс Столтенберг заверял, что альянс будет оказывать активную поддержку Украине, а также Грузии. Теперь риторика изменилась – теперь генсек исключил размещение войск альянса на Украине.
Нежелание Берлина оказывать Киеву военную поддержку Baltnews объяснил генеральный директор Бюро политической экспертизы Петр Федосов.
– Германия не хочет глубоко влезать в этот конфликт, она хочет сохранить платформу для того, чтобы экономически выгодные для нее отношения с Россией сохранились.
В последнюю очередь речь, конечно, идет о "Северном потоке–2". Кстати, это показывает, что в возникшем было споре между партнерами по коалиции социал–демократов во главе с канцлером с одной стороны и "зелеными" во главе с министром иностранных дел с другой стороны все-таки доминирующую роль играет Олаф Шольц, чего мы, собственно, и ожидали.
Неизвестно, будет ли так и впредь, но пока видно, что "зеленые" не готовы обострять ситуацию и ставить вопрос о существовании коалиции.
Тоска с "Зелеными": чем закончились первые переговоры глав МИД России и Германии >>>
С другой стороны, Германия не хочет слишком резко демонстрировать свою особую позицию в отношениях с другими европейскими странами, с Соединенными Штатами. Отсюда эти символические, немного, конечно, смешные жесты, такие, как поставка пяти тысяч касок.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров не исключает, что дело может быть в помехах чисто бюрократического характера.
– Они считают, что такие поставки могут носить провоцирующий характер, в конце концов спровоцировать нападение Украины на Россию, на Донбасс. Россия ответит, в результате киевский режим перестанет существовать, и Украина вернется в сферу влияния России. Немцы мыслят стратегически. Это одна из причин.
Другая причина может быть чисто формально-бюрократической: нельзя поставлять по закону (принятый в 1971 году закон, прямо запрещавший поставки оружия в страны, не входившие в НАТО – прим. Baltnews) – значит, не поставляем.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИмЭМО РАН Владимир Оленченко отметил, что для Хорватии нет никакого резона участвовать в каких бы то ни было событиях вокруг Украины.
– Я думаю, что слова хорватского президента, что Хорватия не заинтересована в том, чтобы хорватские военные принимали участие в каких-то действиях на территории Украины, наверное, соответствуют здравому смыслу – и национальному здравому смыслу Хорватии, и здравому смыслу Европы, в которой была череда войн.
Хорватия была одной из стран, которая пострадала и в первой, и во второй мировых войнах, и, наверное, эта память приобрела уже, скажем так, генетический характер, и, соответственно, здравомыслящие политики не хотели бы повторения этой ситуации.
– Можно ли говорить о расколе в рядах НАТО из-за украинского вопроса?
– Что касается разногласий – я бы не сказал, что это раскол, речь идет о разногласиях.
В чем они заключаются? Во-первых, они существуют внутри Европы, то есть ведущие страны Европы, такие как Германия, Франция, Италия – это страны, которые относятся к самостоятельным центрам силы и которые не хотели бы солидаризироваться с американским сценарием и даже сценарием англосаксов по Украине. Последние насыщают Украину оружием и военспецами и подталкивают ее к обострению ситуации.
Европейские страны, не считая Великобритании, как раз против этого. Но среди них есть те, кто поддерживает эту напряженность – это Польша, страны Прибалтики. И, это, наверное, естественно, поскольку эти четыре страны традиционно ведут антироссийскую линию в Евросоюзе. Это разногласие, я бы сказал, хроническое, и оно будет продолжаться.
Поэтому если резюмировать, то наблюдается два разногласия: первое – внутри Евросоюза между ведущими странами и малыми, но агрессивными странами. Те страны, которые я перечислил – это фактически инструменты американской внешней политики, они этого даже не скрывают.
Что касается взаимоотношений Европы и США, я так понимаю, для европейцев это критический аспект. Либо они сейчас подчинятся США, и тогда их заставят следовать во всем остальном, либо они на примере Украины покажут, что они все–таки являются самостоятельными государствами.
Поэтому говорить о какой–то цепной реакции [стран, которые не хотят участвовать в разрешении украинского кризиса], наверное, не приходится. Это может говорить о том, что есть ведущие страны, есть аутсайдеры – это Прибалтика и в какой-то мере Польша, которая пытается считать себя американским фрагментом в Евросоюзе.
Что касается остальных стран, то они поскольку и территориально, и материально далеки от Украины, то свою позицию явно не заявляют.
– Как такая ситуация скажется на исходе конфликта вокруг Украины?
– Я думаю, что если западные европейцы проявят последовательность, то американцы, как обычно, пойдут на попятную, потому что они привыкли действовать везде чужими руками. Для них обычный внешнеполитический шаблон – создание коалиции. Из последних примеров это Ирак, Сирия.
Это попытки состряпать коалицию и заставить ее действовать, потому что если посмотреть выступление, там уже договорились до того, что Ливия была инициативой западных европейцев. Сами западные европейцы это слышат, помнят и делают для себя выводы.
Поэтому я думаю, что вряд ли им захочется, если выражаться русской терминологией, раз за разом наступать на те же грабли.