В 2019 году вступил в силу закон о переводе школ национальных меньшинств на латышский язык обучения. Также президентом Раймондом Вейонисом были утверждены поправки к закону о вузах, которые запретили преподавание на русском языке в частных вузах и колледжах.
В апреле Конституционный суд (КС) Латвии счел законной ликвидацию билингвальной системы государственного среднего образования, но при этом выделил вопрос обучения в частных школах в отдельное производство. В ноябре КС поставил точку в "русском вопросе": переход частных школ нацменьшинств на государственный язык обучения признали законным.
Таким образом, к уже имеющимся в стране проблем с образованием добавились новые, связанные с итогами проведенной реформы.
Русский вопрос
Тотальный перевод всех школ на латышский язык обучения, в рамках которого русскоязычные преподаватели и ученики вынуждены общаться на неродном языке, вызывает возмущение многих педагогов.
"Требуемое законом общение русского учителя с русскими детьми на латышском языке является вообще верхом идиотизма, провоцирует нервные срывы у детей, родителей и учителей, во многих случаях резко снижает производительность учебной деятельности, утомляет, демотивирует", – прокомментировал ситуацию преподаватель химии и член правления Русского союза Латвии Александр Ливчак на своей странице в Facebook.
По его словам, дети перестали читать. Педагог отмечает, что ему становится сложно мотивировать даже своих учеников – победителей олимпиад высокого уровня.
Отметим, что 40% населения Латвии – русскоговорящие, поэтому многие из них считают реформу дискриминационной и выходят на улицы отстаивать право своих детей обучаться на родном языке.
Дефицит кадров и некомпетентность
По данным Министерства образования и науки Латвии, в общеобразовательных учреждениях республики не хватает педагогов. Больше всего востребованы преподаватели по английскому языку, математике, физике и латышскому языку.
В свете проведения реформы образования главной проблемой является нехватка учителей, способных объяснять материал на латышском языке.
Беспокоит также и профессионализм многих педагогов. Преподаватель Александр Ливчак отмечал, что в настоящее время учителя действуют по худшему сценарию – плохо объясняют, но жестко требуют.
"Нет возможности уволить плохого учителя. Его элементарно некем заменить. […] В коллективах преобладают педагоги предпенсионного возраста. Это делает работу школ чересчур консервативной, снижает драйв, замедляет появление новых идей, подходов, смелых экспериментов. Также появляются риски одномоментного ухода на пенсию костяка коллективов. Кадровый резерв для замены стареющих педагогов не создан", – заявил учитель.
Уровень и доступность образования
При сильной загруженности учеников, учителей и родителей – как эмоциональной, так и физической – школы предоставляют низкое качество знаний. Такой результат показали полугодовые оценки в учебных учреждениях.
Другая проблема – способность оплатить обучение. Однако большинство студентов республики учатся за свой счет, а система кредитования в стране не менялась 20 лет, ранее сообщала президент Латвийского объединения студентов Юстине Ширина.