По сообщениям латвийских СМИ, деньги были выделены также для школ и внешкольного образования на немецком, идиш, польском, белорусском языках…
Всего же 90 лет назад на нужды образования национальных меньшинств Культурный Фонд собирался израсходовать немалую для того времени сумму – более 20 тысяч латов. Уточним: для образовательных учреждений эти деньги были дополнительными: основные средства на содержание школ, на дотации русскому вузу уже были отпущены государством.
Финансирование Культурным Фондом школ с обучением на негосударственном языке было тогда частью государственной политики. Как еще можно характеризовать деятельность этого Фонда, если его председателем был спикер Сейма Латвии, доктор Паулс Калныньш, членами – депутаты, а основан Фонд был по инициативе одного из влиятельнейших политиков того времени Карлиса Улманиса, кстати, тоже состоявшего в думе Культурного Фонда?
Как же 90 лет назад этот Фонд поддержал русское образование? Приведу несколько примеров. Частное учебное заведение – Лиепайская средняя школа Русского Просветительного общества получила 1260 латов на покупку учебников и пособия для малоимущих школьников; Прейльская городская школа – 100 латов на приобретение учебных пособий; Ефремовская сельская школа – 80 латов… Рижский частный русский техникум получил 300 латов дополнительных денег, частный русский вуз – Русские университетские курсы – полторы тысячи латов; находившийся в Риге (на ул. Валдемара, 25) частный русский детский сад Мироновой-Спицыной – 250 латов и такую же помощь – некий студент Латвийской консерватории Иван Иванов.
Что же касается русских школ, то хоть по нескольку десятков латов было выдано примерно трети из них. А ведь русских школ в то время было немало: только основных – 231 и больше десятка гимназий.
Заметим, что в крестьянской по преимуществу стране получать среднее образование стремились далеко не все. И средних школ в Латвии в 1929 году имелось немного – 99. Из них 45, то есть почти половину, насчитывали учебные заведения национальных меньшинств, хотя эти меньшинства составляли около четверти населения страны.
Русских в Латвии в 1929 году насчитывалось существенно меньше, чем сейчас – около двухсот тысяч. Причем в Риге проживали лишь около 30 тысяч из них, а русские крестьяне Латгалии часто передавали свои хозяйства от отца к сыну и не стремились получить "городское" образование.
Тем не менее в Латвии 90 лет назад существовала разветвленная система образования на русском языке.
В Риге имелось русское образование всех ступеней: русские детские сады, основные школы, гимназии, ремесленные курсы, техникум, педагогические классы для подготовки учителей и, наконец, частный русский вуз, получавший финансирование от государства.
Как уже говорилось, в 1929 году в Латвии имелось более 200 основных русских школ и свыше 10 русских гимназий. Куда же 90 лет назад могли поступить их выпускники?
В Риге, Даугавпилсе и Резекне существовали русские ремесленные классы. Здесь готовили слесарей, столяров, кузнецов, учили ремонтировать сельскохозяйственные машины.
Принимал студентов и частный русский техникум. История его создания такова. До Первой мировой войны рижские мастерские знаменитой Риго-Орловской железной дороги возглавлял изобретатель и большой любитель технических новшеств Николай Адамович Около-Кулак.
После Октябрьской революции Риго-Орловская железная дорога перестала существовать, и немолодой уже инженер начал новую жизнь, сосредоточившись на развитии в Латвии русского технического образования. В 1927 году Николай Адамович умер. Однако Рижский русский техникум Около-Кулака продолжил работу – теперь им руководило Латвийское Общество русских инженеров.
В то время в Латвии в основных школах, гимназиях и других учебных заведениях преподавали почти тысяча русских учителей. Естественно, при таком масштабе постоянно требовались новые педагоги. В 1929 году в Риге работали учрежденные несколькими годами ранее двухгодичные Правительственные педагогические курсы для выпускников русских гимназий.
Но большинство русских латвийцев в то время жили в Латгалии. Поэтому в Резекне в 1927 году был открыт Резекненский правительственный педагогический институт с русским языком обучения.
Сюда можно было поступить не после окончания гимназии, а лишь завершив образование в основной школе. Однако и учиться следовало не два года, а пять лет.
А что происходило, если выпускники русских гимназий хотели учиться в вузах? Они могли поступить в Латвийский университет, могли отправиться учиться в западные вузы.
А если испытывали желание и высшее образование получить на русском – поступали в Риге в частный вуз – Русские университетские курсы. В 1930 году Русские университетские курсы были преобразованы в Русский институт университетских знаний. Кстати, хотя этот вуз и был частным учебным заведением, но он получал субсидии от государства. Если учесть, что и в Латвийском университете учеба была платной, то станет ясно: латышские и русские студенты, желавшие обучаться на родном языке, находились в равном положении.
Итак, 90 лет назад в Риге можно было учиться на русском языке, что называется, "от первого мгновения до последнего" – от начала посещения детского сада или первого класса школы и до получения вузовского диплома. Тогда такая система русского образования в Латвии никого не смущала.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.