Латвийцы против Большого Брата: для стройки штаба СГБ придется пожертвовать парком

Логотип СГБ Латвии
© Baltnews

Александр Гильман

В Латвии разворачивается очень необычный конфликт. Его исход пока окончательно не ясен, но уже можно сделать выводы, которые характеризуют современную латышскую интеллигенцию.

История началась более ста лет назад. В первое десятилетие ХХ века Рига бурно развивалась. И рядом с крупнейшими заводами, которые позднее стали известны как вагоностроительный и ВЭФ, был построен велотрек. Этот трек пережил две мировые войны. Выросший на нем Имантс Бодниекс стал в 1964 году вице-чемпионом Олимпиады в Токио.

Многовековой парк

Чего трек не смог пережить – так это восстановления независимости Латвии. Умер он примерно в то же время, что его соседи и ровесники – крупнейшие рижские заводы. В нулевые годы нынешнего века Рижская дума, где я (автор Александр Гильман – прим. Baltnews) тогда депутатствовал, пыталась сооружение спасти. Коллега Янис Миса где-то разыскал завещание бывшего владельца трека. Я видел этот документ: пожелтевшую бумагу с ятями, твердыми знаками и красивыми печатями. Смысл документа был прост: после смерти владельца трек должен стать собственностью города Рига.

Русское Общество "Всеобщая Компанiя Электричества", ныне Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ»
Русское Общество "Всеобщая Компанiя Электричества", ныне Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ»

Дума судилась долго, но безуспешно. Суд, очевидно, руководствовался принципом: "Раз врач сказал – в морг, значит, в морг!" Собственником осталось государство, национализировавшее трек то ли в первую республику, то ли при советской власти. И оно просто обнесло территорию забором, дожидаясь, пока дожди и древесные жуки окончательно уничтожат сооружение.

Между тем еще при строительстве трека вокруг были посажены деревья. Сегодня это – вековые липы. А вокруг находится престижный жилой район, в котором ни одного парка. В советское время был стадион ВЭФа – сейчас на нем построили жилые и офисные здания. Гулять новоселам негде.

В последнее время в Риге стали очень активны общественные организации соседей. И вот они начали писать письма – давайте сделаем на этом месте парк! Тем более, что он уже готов – достаточно снести забор и вывезти мусор.

Территория, как вся прочая, что принадлежит государству, обслуживается предприятием "Государственная недвижимость" (Valsts nekustamie īpašumi). И оно робко возражало: здесь запланировано строительство офисного здания. Народ настаивал – офисов в городе и так хватает, купите готовый, нечего портить парк.

В Латвии есть портал общественных инициатив manabalss.lv. Если под инициативой подписывается 10 000 человек, то она передается в Сейм. Подписалось на момент, когда пишу статью, 11 732 человека, петиция в Сейм ушла.

Казалось бы, народ побеждает. Многие известные политики поддержали инициативу. Сочувственную передачу показало Латвийское телевидение, а самая националистическая газета "Латвияс авизе" (Latvijas Avīze) поддержала общественников статьей.

И вдруг 22 января выясняется, что в несостоявшемся парке собираются строить не просто офис, а Кого Надо офис. Туда переберется Служба госбезопасности страны. А раньше об этом не говорили, потому что секрет.

Но уж если общественность настаивает, то приходится рассказать о всей важности затеи. И таки будем строить, прямо в этом году – проект уже готов. 3,7 миллиона евро на него потратили.
Конечно, нам, русскоязычным журналистам, главному объекту охоты доблестных органов, понятно, что стройка необходима. Для любителей зеленых насаждений туда доступа не будет, а нам-то придется ознакомиться изнутри.

Когда таскают на допросы, то всегда поражает несоответствие между высокомерными рожами следователей, убежденных в важности доверенной миссии, и жалкими помещениями бывших казарм, где им приходится ютиться. Интересно, оборудуют ли новостройку внутренней тюрьмой – чтобы нас не надо было возить туда-сюда в перерывах между допросами? На Лубянке такой опыт себя оправдал.

Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)

"Госнедвижимость" тут же взяла под козырек. Что делать – решение 2017 года о строительстве никто не отменял. Но инициаторы робко пообещали еще побороться – подписи-то собраны.

Причем не только организаторы. На их стороне выступил министр юстиции Янис Борданс. Рижская дума тоже резонно заметила, что для рижан парк здесь необходим, и она его устроит. А СГБ вполне можно разместить там, где находятся прочие объекты Министерства внутренних дел. Им давно были переданы старые казармы, часть еще заброшена.

Тут, правда, у меня есть идея красивее: заброшенным стоит и здание КГБ, знаменитый угловой дом. В самом центре, освящено традицией преследования инакомыслящих. Там, правда, музей – так можно интерактивно демонстрировать методы современной охранки...

"Угловой дом" - бывшее здание КГБ Латвийской ССР.
BaltNews.lv
"Угловой дом" - бывшее здание КГБ Латвийской ССР.

А известный возмутитель спокойствия журналист Лато Лапса написал статью под названием "Когда госбезопастностью руководят болваны, это опасно для национальной безопасности". Дескать, во всем мире спецслужбам нужно оборудование, спецавтомобили, конспиративные квартиры и так далее. А нашим только новую контору подавай.

Вызывает возмущение Лапсы и стоимость проектирования. Только что закончен проект железнодорожных подходов Rail Baltica к аэропорту Рига. Несколько эстакад, станция, сопутствующая инфраструктура – 4,5 миллиона. А здесь за простой офис – 3,7 миллиона. Жирновато!

И еще вранье о запущенной территории, когда из семиэтажного здания напротив всем виден участок, сплошь засаженный большими деревьями. Вообще, такие здания надо размещать не на главной улице города, а где-нибудь на окраине. Именно так из соображений безопасности поступило десять лет назад американское посольство.

Аппаратные игры

Так что же будет дальше? У противников проекта есть шкурные основания выступить на стороне жителей. Рижская дума сама частично виновата: если бы объявила территорию зеленой зоной своевременно, то никакое проектирование было бы невозможно. А сейчас по генплану города там зона офисной застройки.

Министр юстиции Борданс – старый враг СГБ и курирующего ее министра внутренних дел Сандиса Гиргенса. В свое время коллеги по кабинету министров специально скрыли от Борданса планы переназначить начальника СГБ Межвиетса, за что Борданс устроил грандиозный скандал. А аппаратный вес у него выше, чем у Гиргенса – чем не повод уязвить врага?

Наконец, Лато Лапса давно цапается с СГБ. Он фотографировал здание и выходящих из него сотрудников – не слишком ли шикарные у них машины. Журналиста задержали, пытались наказать – суд оправдал: запрета на съемку нет.

А что же народ? Народ пока безмолвствует. Ни о каких акциях протеста против наших джеймсов бондов я не слышал. Думаю, что энтузиасты не решатся, хотя еще прошло мало времени для выводов.

Дело в том, что все эти общественники, в последние годы начавшие бурно защищать родную Ригу, – убежденные враги городской власти. Ушаковско-буровская дума не только коррумпирована – она еще и популистская. Желая нахватать побольше голосов, Нил Валерьевич широко подкупал избирателей социальными подачками, из-за чего сейчас город находится в тяжелом финансовом состоянии.

Какое-то количество латышских голосов это дало, благодаря чему случились три подряд победы на выборах. В свою очередь, продажность соплеменников русскому политику безумно возмущала латышскую интеллигенцию: знаменитый режиссер Алвис Херманис писал о "дамочках, готовых отдаться за трамвайный билет".

Общественники, мечтающие уязвить русскую думу, обычно берут на вооружение все современные блажи богатых западных городов – защиту природы, преимущества велосипедистов, что очень трудно реализовать в консервативной небогатой Риге. Зато можно сильнее ругать мэрию.

Нынешний случай внешне другой – противник не город, а государственная организация, цель – несомненно благая. Но контингент протестующих в основном тот же.

Поэтому рискну предположить: когда выяснилось, что на этот раз враг не русский мэр и даже не безликая "Госнедвижимость", а сам Большой Брат – очень многие защитники зеленых насаждений утерлись. Они же патриоты – как можно выступать против госбезопасности?

Очень хотел бы ошибиться в своем прогнозе. Парк – это, конечно, лучше, чем СГБ. Но жизнь в Латвии заставляет быть пессимистом.

P. S. Статья уже была готова к публикации, когда премьер-министр Латвии предложил обсудить ситуацию. Он это сделал под давлением новых консерваторов – партии Борданса. Будем наблюдать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме